Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств
Автор: Методический материал
Дата: 2018-09-24 Переход
на главную
Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств
Учет основных средств на всех предприятиях организуется по классификационной группе в разрезе инвентарных объектов.
Инвентарным объектом - считается отдельный, конструктивно обособленный объект или комплекс объектов, выполняющих определенную функцию. Каждому инвентарному объекту присваивается свой номер, который указывается в маркировочном жетоне или наносится краской. Первая цифра в этом номере должна соответствовать порядковому номеру классификации. Далее идет порядковый номер инвентарного объекта на данном предприятии. Этот номер присваивается раз и навсегда и другому объекту он не присваивается. Методология учета основных средств рассматривает три группы вопросов:
-
по поступлению основных средств;
-
по использованию основных средств и начислению на них износа;
-
по выбытию основных средств.
Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (ОС-1), который выписывается на основании накладной. Акт составляется на каждый объект. К нему прилагается техническая документация, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в службы технической эксплуатации.
Акт приемки-передачи оформляется передающей и принимающей стороной. Реквизитами акта являются:
-
наименование объекта;
-
дата выпуска;
-
дата начала эксплуатации;
-
первоначальная стоимость;
-
восстановительная стоимость в случае переоценки основных средств;
-
сумма начисленой амортизации.
Инвентарная карта составляется по форме ОС-6. Она обеспечивает аналитический учет основных средств. Синтетический учет поступления основных средств ведется по дебету счета №01 «Основные средства». Если это малое предприятие и на нем имеется небольшое количество основных средств, то вместо инвентарных карточек можно вести инвентарную книгу. Выбытие основных средств также оформляется актом и отражается в инвентарной карточке или инвентарной книге. Из бухгалтерского учета в каждый данный момент должно быть видно, каково наличие основных средств по каждой классификационной группе и по каждому объекту и где они находятся. В бухгалтерском учете поступление основных средств имеет специфику в зависимости от того, каким образом они поступили на предприятие:
-
В результате капитальных вложений или инвестиций (долгосрочных) данного предприятия;
-
В виде вкладов учредителей в уставный капитал данного предприятия;
-
В результате безвозмездной передачи от других предприятий;
-
В результате аренды с правом или без права выкупа.
Капитальными вложениями является не только строительство новых основных средств, но и покупка основных средств у других юридических или физических лиц, а также реконструкция и расширение, а также техническое перевооружение уже действующих основных средств.
Предприятия, для которых строятся основные средства называются застройщиками, а те кто для них строит – подрядчиками. Если предприятие строит своими собственными силами, то такой способ строительства называется хозяйственным способом.
Чтобы начать строительство нужен проект, который представляет собой комплекс документов. К проекту всегда составляется бухгалтерская смета, то есть перечень предварительных расходов на проведение строительства капитальных вложений. В плане счетов имеются спецсчета 08 и 07 соответственно «Капитальные вложения» и «Оборудование к установке».
Счет 07 используется предприятием-застройщиком. Счет является активным, инвентарным счетом, по дебету – приобретение объекта основных средств, требующий монтажа, по кредиту – списание фактической себестоимости по произведенным монтажным работам. Сальдо дебетовое свидетельствует о наличии у предприятия несмонтированного оборудования.
Счет 08 - обобщается информация о капитальных вложениях ли инвестициях. Активный, калькуляционный счет. Дебет – фактические затраты, кредит – списывается первоначальная стоимость сданных в эксплуатацию объектов основных средств.
Капитальные вложения могут осуществляться не только за счет собственных средств предприятия, но и за счет кредитов банка или займов. Для обобщения информации о выбытии основных средств используется счет №91 «Реализация и прочее выбытие основных средств» (активно-пассивный счет), результативный счет. По дебету – первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств и расходы, связанные с их выбытием. По кредиту – суммы, начисления износа по этим средствам, выручка от реализации, а также стоимость материальных ценностей, поступивших вследствие списания имущества по цене возможного использования.
Финансовый результат — прибыль или убыток, полученный от списания основных средств. Определяют его путем сопоставления оборотов на счете 91. Превышение оборота по кредиту счета 91 составляет прибыль, которая списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» проводкой:
Д-т 91 К-т 99
Основные средства могут выбывать по следующим причинам:
• при продаже;
• безвозмездной передаче;
• передаче по договору мены;
• списании с баланса в случае морального и физического износа;
• ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
• передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Смотрите также по теме:
Учет обесценения активов, понятие возмещаемой стоимости, идентификация активов согласно МСФО
Порядок проведения переоценки основных средств, отражение результата переоценки и раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Переход к следующему ответу Просмотров: 1882
|