Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века
Автор: Методический материал
Дата: 2020-11-16 Переход на главную
Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века
Характеризуя особенности русской науки рассматриваемого периода с точки зрения собственно научного содержания, необходимо, рассмотреть место данного этапа становления научной мысли в истории отечественного научного познания вообще, выявить те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития. В целом XVIII в. может быть, охарактеризован как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания.
С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров. Получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т.д. С другой стороны, XVIII в. в истории науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.
Наиболее яркой чертой науки являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно - научного цикла в системе научных исследовании объясняется тремя причинами:
1) Их выраженной практической пользой;
2) Альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям; 3) Относительно большей независимостью от политических и идеологических проблем.
Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого времени опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в период XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии.
И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы. Одной из наиболее ярких фигур в науке в этот период являлся Михаил Васильевич Ломоносов. именно Ломоносов заложил материалистические основы русской психологии.
Опираясь на открытый им закон сохранения вещества и движения, в ощущениях («чувствованиях») и восприятии человека он видел результат особого вида механического воздействия («совмещения») предметов и явлений природы на органы чувств, т.е. продолжением в человеческом организме того механического движения, которое подействовало на человека извне. В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга.
Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света) в соответствии с которой цвета не являются порождением органов чувств, а существуют объективно и независимо от человека; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад Ломоносова в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.
Рассматривает Ломоносов в своих трудах и множество частных вопросов психологии:
дает характеристику разных чувствований (слуховых, вкусовых, температурных);
обосновывает ряд интересных положений процесса чувственного познания;
анализирует механизм возникновения и протекания страстей как феноменов эмоциональной жизни человека;
рассматривает приемы повышения психо-эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.
В целом психологические воззрения Ломоносова, несомненно, являются не только передовыми в системе взглядов отечественных мыслителей, но и по многим вопросам в мировой психологической мысли.
Интересные психологические идеи содержит и творчество Александра Николаевича Радищева. Рассматривая проблемы развития психики, русский мыслитель подчеркивает мысль о том, что человек не пассивное существо, лишь приспосабливающееся к окружающей действительности. Для него человек - активен, активен и в познании, и в деятельности.
Касается в своем творчестве Радищев и вопросов сопоставления психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека «вооружить» свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других.
В трудах Радищева мы встречаем интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе.
Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались и таким выдающимся просветителем XVIII в. как Григорий Саввич Сковорода. В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой («бог») - внутренней, духовной.
Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ. Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде».
Под последним он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 629
|