«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке
Автор: Методический материал
Дата: 2020-11-16 Переход на главную
«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке.
Объективная психология - условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение - (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и пр. К началу XX века в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки.
Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний.
Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более тридцати лет после основания научной психологии, в ней произошла революция -- смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.
Бихевиоризм (от англ. behavior -- поведение) - особое направление в поведении человека и животных, буквально -- наука о поведении. Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона (1878-- 1958), который выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста».
Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S --> R вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция.
Если подставить в приведенной формуле вместо S -- прикосновение к глазу, а вместо R -- мигание, то задача бихевиориста может считаться решенной. То, что психологи раньше называли «сознанием», согласно взглядам Уотсона, тоже является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Просто внутренние реакции столь слабы, считал Уотсон, что не могут быть замечены наблюдателем.
Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека с тем, чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения.
Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» -- есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Итак, задачи классического бихевиоризма:
- -- изучение поведения (установление связей между S и R);
- -- управление поведением, его моделирование (создание желаемых R с помощью S);
- -- научение - адаптация, приспособляемость к окружающим условиям;
- -- выработка навыков - постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта.
Последователи Уотсона внесли новые элементы в его концепцию. Например, Б. Скиннер ввел понятие «подкрепление». Подкрепление - необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Скиннер ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.
Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классического бихевиоризма «стимул -реакция». По мнению Э. Толмена, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул - промежуточная переменная - реакция (S --> РР --> R). Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания и знания.
Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение человека предваряют так называемые познавательные (когнитивные) карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира.
Это ожидания и гипотезы, прошлый опыт человека, наследственность и возраст, а также те факторы, которые привели однажды к успеху. Именно они служат регулятором действия. Только рассматривая все эти факторы в совокупности, по мнению Толмена, можно адекватно описать поведение. В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 469
|