Служебная командировка| Сроки командировки
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-18 Переход на главную
Служебная командировка | Сроки командировки
Направляя своего сотрудника в командировку, работодатель должен определить ее сроки, в противном случае невозможно произвести расчет суточных и выдать работнику аванс на покрытие командировочных расходов. Что понимается под сроком командировки, кем и как он определяется, мы и поговорим далее.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом порядок командирования работников в служебные поездки как внутри страны, так и за пределы Российской Федерации, определен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Постановление N 749).
Сам ТК РФ не содержит каких-либо разъяснений в части сроков командировки, вместе с тем в п. 4 Постановления N 749 определено, что срок командировки определяется работодателем самостоятельно с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Аналогичная точка зрения содержится и в Письме УФНС России по г. Москве от 11 июня 2009 г. N 16-12/059796.
Причем п. 4 Постановления N 749 не содержит каких-либо ограничений по срокам служебных командировок, что позволяет сегодня организациям без проблем направлять сотрудников в длительные поездки. Напомним, что ранее, до вступления в силу Постановления N 749, в общем случае командировка сотрудника не могла превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Такое ограничение было установлено п. 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", применяемой до 25 октября 2008 г. в части, не противоречащей ТК РФ. Сегодня этот документ может применяться в части, не противоречащей как ТК РФ, так и Постановлению N 749.
В силу того что максимальные сроки командировки не ограничены указанными нормативными актами, можно говорить, что это ограничение снято. Поэтому общие сроки командировки устанавливаются руководителем без каких-либо ограничений.
Вместе с тем в части длительных командировок фирмам следует обратить внимание на Письмо Минфина России от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-176, из которого следует, что в этом случае командирующая организация может столкнуться с необходимостью постановки на учет своего обособленного подразделения, если в месте командировки ею оборудованы стационарные рабочие места. В частности, с такими налоговыми рисками могут столкнуться строительные фирмы, направляющие своих сотрудников в длительные командировки на строительные объекты, находящиеся вне места нахождения организации. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А по делу N А32-38550/2005-23/1025, в котором суд указал, что для постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения.
Напомним, что в соответствии с положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленным подразделением фирмы признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в Уставе или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми оно наделено. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В силу ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Нужно сказать, что законодательство не ограничивает и минимальных сроков командировки, в силу чего командировка сотрудника может быть и однодневной.
Имейте в виду, что п. 11 Постановления N 749 при однодневных командировках запрещает выплату суточных. Несмотря на это организация может предусмотреть подобную выплату в своем коллективном договоре или положении о командировках. Однако в этом случае у организации могут возникнуть проблемы с учетом таких суточных в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Такой вывод можно сделать на основании Постановлений ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 г. по делу N А56-48850/2011, от 29 июня 2012 г. по делу N А05-8580/2011.
При выплате однодневных суточных у организации могут возникнуть налоговые риски и по НДФЛ. Несмотря на то что из самой гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ это не вытекает, налоговики рассматривают такие выплаты в качестве налогооблагаемых доходов физического лица и требуют удержания НДФЛ. Заметим, что арбитражная практика по этому вопросу не является однозначной. Одни суды соглашаются с доводами налоговых органов, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 мая 2009 г. по делу N А32-2910/2008-29/78-56/24. Другие, напротив, считают требования контролеров неправомерными, на что указывает, в частности, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 г. по делу N А56-48850/2011.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 427
|