Нематериальные активы, приобретенные неденежными средствами
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-16 Переход на главную
Нематериальные активы, приобретенные неденежными средствами
Когда НМА приобретен по договору, предусматривающему оплату неденежными средствами, то его первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией (п. 14 ПБУ 14/2007).
Если нематериальный актив был приобретен в период применения "упрощенки", то начислять амортизацию в бухгалтерском учете предприятие будет с 1-го числа месяца, который следует за месяцем принятия этого объекта к учету (п. 18 ПБУ 14/2007). При этом первоначальная стоимость объекта и срок его полезного использования определяются в соответствии с ПБУ 14/2007.
Для нематериальных активов Госкомстат предусмотрел только один унифицированный бланк (не обязателен к применению) - карточку учета нематериальных активов (форма N НМА-1). При поступлении и выбытии таких активов первичные документы нужно составлять в произвольной форме, взяв за основу типовые бланки, предусмотренные для учета основных средств.
На основании первичных документов организации ведут бухгалтерские регистры. Никаких унифицированных форм для учета нематериальных активов не предусмотрено. Поэтому для обобщения данных первичного учета можно использовать журналы-ордера и специальные ведомости.
Те организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут учесть в составе расходов затраты на приобретение нематериальных активов, а также расходы на их создание самим налогоплательщиком (подп. 2 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Правда, это возможно только в том случае, если эти расходы фактически оплачены, документально подтверждены и экономически обоснованны.
При расчете единого налога в расходы включается стоимость приобретенных, созданных или изготовленных нематериальных активов. При этом расходы на покупку таких активов в период применения упрощенной системы определяются по данным бухгалтерского учета. Но вот только нематериальными активами для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ признаются те, которые являются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Списываются такие расходы равномерно в течение года, в котором НМА оплатили и ввели в эксплуатацию.
Нематериальные активы, приобретенные или созданные до того момента, как предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, можно будет включить в расходы. При этом исключительные права со сроком полезного использования до трех лет включительно можно списать полностью в течение одного года.
Нематериальные активы, срок службы которых составляет от 3 до 15 лет включительно, относятся на расходы в течение 3 лет. При этом во время первого года списывают 50% остаточной стоимости нематериальных активов. В течение второго года - 30%. А в течение третьего года предприниматель спишет оставшиеся 20% стоимости нематериальных активов.
Что касается нематериальных активов со сроком службы более 15 лет, их можно будет списать равномерно в течение 10 лет (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Чтобы начать учитывать расходы на приобретение (создание) объекта НМА, необходимо одновременно соблюсти следующие условия:
- принять этот объект к бухгалтерскому учету (пп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
- оплатить расходы по НМА (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Что касается порядка учета расходов на приобретение (самостоятельное создание) НМА, то они принимаются в течение налогового периода за отчетные периоды равными долями, а отражаются на последнее число отчетного (налогового) периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 450
|