Ограничение по структуре уставного капитала при использовании УСН
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-12 Переход на главную
Ограничение по структуре уставного капитала при использовании УСН
Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25%. Об этом говорится в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Можно сделать вывод, что, если, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25%" не будет выполняться, она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
ГУП и МУП также могут применять упрощенную систему налогообложения при выполнении ими всех остальных условий, предусмотренных статьей 346.12 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества.
В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ.
Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 Налогового кодекса РФ, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не распространяются.
В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Например, муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) осуществляет вид деятельности "кинопоказ". Учредителем кинотеатра является муниципальное образование.
Муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) было создано в 1992 г. в результате реорганизации городской и районной киносети по решению трудового коллектива.
Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие (кинотеатр) применять УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"?
В письме Минфина от 9 апреля 2012 г. N 03-11-06/2/54 дан следующий ответ.
В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. А как уже говорилось выше, унитарные предприятия не могут быть разделены на вклады (доли, паи), а муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ.
В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований гл. 26.2 Кодекса.
Аналогичная точка зрения изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 сентября 2009 г. N 03-11-06/2/194 "О возможности применения УСН государственными унитарными предприятиями".
Минфин России сделал совершенно логичный вывод. Действительно, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ говорит об участии в капитале налогоплательщиков только организаций, но не государства или муниципального образования, которые юридическими лицами не являются. Следовательно, даже если доля участия государства или муниципального образования в предприятии превышает 25%, оно все равно может перейти на "упрощенку". По мнению Минфина России, это положение распространяется на все организации, которые имеют долю государственного или муниципального участия, превышающую 25% уставного капитала.
Надо сказать, что с чиновниками согласны и суды. Скажем, ВАС РФ в решении от 19 ноября 2003 г. N 12358/03. Судьи пришли к выводу, что имущество, закрепленное за государственным или муниципальным унитарным предприятием, принадлежит именно государству или муниципальному образованию, а не тому органу, который управляет собственностью от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета. А из статьи 124 Гражданского кодекса РФ следует, что, хотя Россия, ее субъекты и пользуются правами юридических лиц, сами они такими лицами не являются. Поэтому к унитарным предприятиям вообще нельзя применить понятие "доля непосредственного участия". Следовательно, ограничение по подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ на них не распространяется.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 422
|