Расходы
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-05 Переход на главную
Расходы
НК РФ устанавливает незакрытые перечни расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и предусматривает, что к этим расходам относятся и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты либо убытки, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Документально подтвержденные расходы - это затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, любая расходная операция, осуществляемая налогоплательщиком, может быть учтена при формировании налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том случае, если данная операция подтверждена надлежаще оформленными документами.
Статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они признаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и одновременно служат для документального подтверждения расходов.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа и дату его составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы могут быть составлены на бумажных и машинных носителях информации (п. 7 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
При их составлении на машинных носителях организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Из изложенного следует, что, хотя российское законодательство и допускает подтверждение хозяйственных операций электронными документами, с таких документов в установленных законом случаях все равно должны быть изготовлены бумажные копии.
Кроме того, использование электронных документов в целях бухгалтерского и налогового учета на практике представляется затруднительным, так как, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, эти документы считаются надлежаще оформленными только в том случае, если они заверены электронной цифровой подписью.
Как отмечает в своих разъяснениях Министерство финансов РФ (Письмо от 19 мая 2006 г. N 02-14-13/1297 "Ведение бухгалтерского учета на электронных носителях"), составление и хранение первичных учетных документов на машинных носителях информации следует осуществлять с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации. Таким образом, электронный документ, не заверенный электронной цифровой подписью, с позиции контролирующих органов не может служить в качестве документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли.
Однако мнение Минфина России о том, что только электронная цифровая подпись признается полностью равнозначной собственноручной подписи, крайне спорно. В силу ст. 160 ГК при совершении сделок аналоги собственноручной подписи признаются равнозначными собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, если хозяйствующие субъекты, подписывающие первичный документ (например, накладную или акт выполненных работ), пришли к соглашению об использовании любого выбранного ими аналога собственноручной подписи (помимо электронной цифровой подписи), то такие документы должны приниматься с целях бухгалтерского и налогового учета на основании ст. 160 ГК.
Общие условия о документальном подтверждении и экономической оправданности затрат приобретают свою специфику применительно к конкретным видам расходов.
Утверждение о том, что положения п. 1 ст. 252 НК РФ распространяются на все виды расходов, не вызывает споров. О правильности этого утверждения свидетельствует также п. 49 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются, помимо указанных в предыдущих пунктах, иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Следовательно, предусмотренные п. 1 ст. 264 НК РФ прочие расходы являются экономически оправданными затратами.
Пункт 1 ст. 264 НК РФ относит к расходам, связанным с производством и реализацией, такие расходы, как:
- суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ);
- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ;
- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ;
- расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ;
- взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей;
- взносы, уплачиваемые международным организациям и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками.
Данные расходы характеризуются необходимостью их несения налогоплательщиком независимо от его желания и фактической возможности не осуществлять их.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 360
|