Анализ динамики и выполнения плана по показателям результата производства и продаж
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-08 Переход на главную
Анализ динамики и выполнения плана по показателям результата производства и продаж
Объемы производства и продаж оказывают влияние на все результативные показатели деятельности организации и прежде всего на сумму затрат, финансовые результаты и рентабельность.
Поэтому исследованию производства и реализации продукции уделяют особое внимание в процессе комплексного экономического анализа, основная цель которого - вскрыть резервы увеличения темпов роста объема продаж при относительном снижении издержек производства и обращения.
Задачами анализа производства и реализации продукции являются:
■ оценка выполнения запланированного уровня но объему производства и продаж продукции;
■ изучение динамики этих показателей;
■ определение влияния факторов на изменение уровня показателей производства продукции и ее продажи;
■ анализ состава, структуры и ассортимента выпускаемой продукции;
■ оценка ритмичности производства;
■ выявление резервов увеличения производства и реализации продукции.
К основным источникам данных для осуществления анализа производства и реализации продукции относятся:
1) форма № 1-п статистической отчетности "Сведения о производстве промышленной продукции";
2) отчет о прибылях и убытках;
3) данные оперативно-технического учета, первичного и системного бухгалтерского учета;
4) бизнес-план;
5) оперативные планы-графики и др.
В российской практике сложилась специальная терминология, позволяющая описать выпуск продукции предприятием.
Прежде всего следует учитывать, что продукция, произведенная в данном периоде (ПП), не идентична продукции, выпущенной в обращение (ПВ), т.е. законченной.
С одной стороны, не все произведенное может быть закончено, и тогда ПП > ПВ;
с другой - выпущенное могло состоять из произведенного в данном периоде плюс остатки заготовок предыдущего периода, тогда ПВ > ПП.
Первый случай соответствует увеличению запаса полуфабрикатов, а второй - их уменьшению.
Однозначно сказать, что одна из двух этих ситуаций хороша, а другая - плоха, нельзя, поскольку деловая активность любого предприятия носит циклический характер.
В процессе работы бывают периоды, когда выполнение большого количества срочных заказов требует повышенных темпов производства.
В это время объем выпущенной продукции может превышать объем произведенной.
Для того чтобы предприятие могло справиться с такими ситуациями, в периоды относительного "затишья" создаются запасы полуфабрикатов, заготовок, частично обработанной продукции. Если выпущенная за эти периоды продукция невелика, ее объем будет ниже, чем произведенной.
Продукцию следует различать по степени готовности с точки зрения производственного цикла данного предприятия и с точки зрения потребления.
Изделие, законченное с точки зрения производственного цикла данного предприятия, является готовой продукцией (ГП) и предназначено для реализации внешним потребителям. Готовая продукция является частью товарной продукции предприятия (ТП).
Сюда же входят изделия, не законченные с точки зрения производственного цикла данного предприятия и предназначенные для отпуска на сторону или конечного потребления на данном предприятии.
Например, черновое необработанное литье, произведенное машиностроительным заводом и отпущенное другим потребителям, является товарной продукцией, хотя оно и не прошло весь производственный цикл данного завода.
Та часть литья, которая будет использована на самом предприятии для выпуска другой продукции, товарной продукцией не является, а та его часть, передаваемая стороннему потребителю, которая уже прошла полный технологический производственный цикл, необходимый с точки зрения этого потребителя, включается в объем товарной продукции.
Кроме того, в состав последней входят инструменты, приспособления и работы (услуги), реализуемые па сторону (ИПРС), а также изделия, изготовленные на предприятии для дальнейшего использования (потребления).
В качестве примера можно привести отделку помещений шпоном или фанерой собственного производства на деревообрабатывающем комбинате.
Таким образом, товарная продукция - это изделия предприятия, предназначенные для продажи сторонним потребителям и внутреннего потребления на самом предприятии.
Если произведенная цехом, отделом или другим подразделением продукция предназначена не для продажи или потребления, а для дальнейшей переработки другими подразделениями, она относится к категории полуфабрикатов.
Полуфабрикат (ПФ) - это готовая продукция подразделений предприятия, предназначенная для дальнейшей переработки внутри данного предприятия.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 587
|