Менеджмент как наука, ее предмет, цели, задачи и методология. Рационализм в управлении, поведенческая школа, ситуационный подход в менеджменте
Наука управления в своем развитии прошла ряд этапов:
Классическая школа нацелена на создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведен организацию к успеху. Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Первый - разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции управления, классики управления были уверены в том, что могут лучшим способом разделить организацию на подразделения или рабочие группы. Второй – построение структуры организации и управления работниками, например, реализация принципа единоначалия.
Поведенческая школа опирается на развитие таких наук, как психология и социология Сосредоточивается прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Основная цель школы – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поскольку существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Управление как социальное явление внутренне присуще любым системам, как сфера человеческой деятельности оно известно давно, задолго до появления понятия менеджмента как предмета социальных исследований. Понятия “управление” и “менеджмент” будем считать синонимами, тем более, что их сущностные компоненты одинаковы:
1. Вид деятельности (процесс)
2. Научные знания (наука)
3. Накопленный опыт и здравый смысл (практика)
4. Люди, управляющие организацией (искусство).
Управление как вид деятельности: Профессиональная деятельность людей, реализуемая путем выполнения ряда управленческих функций, направленных на эффективное функционирование организационных систем.
Наука управления: Совокупность знаний о законах и закономерностях, принципах, функциях, формах и методах целенаправленной деятельности людей.
Искусство управления: Способность руководителей эффективно применять на практике полученные знания и накопленный опыт, обусловленная его личностными качествами.
Здравый смысл в управлении: Чувство меры в реализации законов, принципов, способов и методов управления в зависимости от внутренних и внешних условий, основанная на такте, вдумчивости, решительности и опыте руководителя.