Вопрос 14. Конфликт интересов в аудиторской деятельности: причины возникновения, необходимые меры по его устранению (ст. 2.29 – 2.37 Кодекса)
Аудитор должен не допускать, чтобы конфликт интересов мог бы скомпрометировать его профессиональное суждение. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть конфликт интересов, являются:
предоставление консультационной услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, в отношении которого в ходе аудита аудиторская организация получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки;
одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда консультация аудиторской организации может повлиять на конкурентные позиции этих клиентов;
оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки и т.д.
В случае выявления конфликта интересов аудитор должен оценить:
значимость соответствующих заинтересованностей или взаимоотношений,
значимость угроз, возникающих в связи с оказанием профессиональной услуги или услуг. В целом, чем очевидней прямая взаимосвязь между профессиональной услугой и вопросом, по которому интересы сторон противоречат друг другу, тем более значимой будет угроза объективности и нарушения иных основных принципов этики.
Аудитор должен принимать меры предосторожности (при необходимости) с целью устранения угроз нарушения основных принципов этики, создаваемых конфликтом интересов, или сведения их до приемлемого уровня. Примерами мер предосторожности являются, в частности:
применение процедур, призванных не допустить несанкционированное раскрытие конфиденциальной информации в процессе предоставления профессиональных услуг по конкретному вопросу двум или более клиентам, интересы которых по этому вопросу противоречат друг другу. Это может включать:
привлечение разных групп к выполнению заданий, которым даны четкие инструкции (принципы и процедуры) в части соблюдения конфиденциальности;
создание внутри аудиторской организации подразделений профессиональной практики, которые бы имели раздельное месторасположение, что могло бы предотвратить передачу конфиденциальной клиентской информации от одного подразделения другому в пределах аудиторской организации;
установление принципов и процедур, призванных ограничить доступ к клиентским файлам, использование соглашений о конфиденциальности, подписываемых работниками аудиторской организации, и/или раздельное (физически или в электронном виде) хранение конфиденциальной информации;
регулярная проверка того, применяются ли соответствующие меры предосторожности лицом из состава руководства аудиторской организации, не участвующим в выполнении задания или заданий для клиента;
привлечение лица, не участвующего в предоставлении услуг, а также не затрагиваемого конфликтом интересов каким-либо иным образом, для проведения обзора выполненных работ с целью оценки обоснованности ключевых суждений и выводов;
проведение консультаций с третьими сторонами, например, с саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, юристами или иным аудитором.