Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Индивидуальные предприниматели

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Декларацию нужно заполнять по новой форме

Программу льготного кредитования на сохранение занятости хотят перезапустить

Новые реквизиты кассового чека 2021

Какую пенсию получит ИП, который платит страховые взносы «за себя»?

Понятие и особенности налоговых правонарушений

Понятие и основные формы реализации налогового права

Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Секретный раздел

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов.


Заметок в базе: 4302
Комментариев: 178

Структура налоговых правоотношений

Автор: Методический материал

Дата: 2021-01-03

Переход на главную

ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА | Структура налоговых правоотношений

 

 

Как и любые правоотношения, налоговые правоотношения имеют свои элементы, которые в целом составляют структуру правоотношений.

Структура налоговых правоотношений - это внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения.

Структуру налоговых правоотношений, равно как и любых правовых отношений в целом, образуют три элемента:

- субъекты;

- содержание;

- объекты.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (т.е. стороны), которые обладают субъективными правами и юридическими обязанностями, которые составляют юридическое содержание данных правоотношений.

Содержание налогового правоотношения - это обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.

Субъект налогового правоотношения связан с субъектом налогового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом налогового правоотношения.

В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою налоговую правосубъектность, становятся субъектами налогового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налогового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда в налоговое правоотношение вступает такой субъект налогового права, как государство, т.е. Российская Федерация в целом и субъекты РФ. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами налогового права, при вступлении в конкретное налоговое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией .

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками (субъектами) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы.

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее подразделения в России ФНС РФ - это федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. ФНС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями;

4) таможенные органы.

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации.

Охранительные налоговые правоотношения возникают в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей, "когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства" . Одной из сторон охранительного правоотношения является компетентный субъект - носитель властных полномочий, обладающий правом государственного принуждения. Второй же стороной является лицо, к которому применяются меры государственного принуждения и которое обязано их претерпевать.

К налоговым охранительным правоотношениям относятся прежде всего отношения, возникающие в связи с правонарушениями, предусмотренными в гл. 16 и 18 НК РФ.

В этих налоговых правоотношениях у государственного органа есть право применять к правонарушителю меры государственного принуждения, предусмотренные санкцией налогово-правовой нормы. Так, в соответствии с законодательством в случае нарушения субъектом налогового права налогового обязательства такие меры применяет налоговый орган. Одновременно для этих органов право применения к правонарушителю мер государственного принуждения есть и их обязанность, ибо оно непосредственно связано с их задачами и функциями. Как уже отмечалось, для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права, которые он может использовать по собственному усмотрению, а "служение государству", т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним (Б.М. Лазарев). Неиспользование субъектом таких прав есть невыполнение своих задач и функций. Таким образом, в налоговом правоотношении применение мер государственного принуждения есть правообязанность компетентного органа. В этом, пожалуй, заключается особенность права на применение мер государственного принуждения в налоговом праве по сравнению с гражданским. В гражданском праве управомоченное лицо в силу дозволительного характера гражданско-правового регулирования имеет возможность самостоятельно решать, применять или отказаться от применения мер государственного принуждения .

Объектом налоговых правоотношений является то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налогообложения вступают в правовую связь. В качестве объекта налоговых правоотношений могут фигурировать как материальные, так и нематериальные блага.

Например, в качестве материального блага, как правило, выступают сами налоги или сборы как обязательные взносы в бюджет.

Характеристику объектам налоговых правоотношений можно дать с помощью анализа налоговых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме. Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в норме налогового права и может быть выделен лишь в абстракции, т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются.

Объекты налоговых правоотношений в юридической науке подразделяют на две группы:

1) правоотношения, отделимые от материального содержания, представляют собой объекты, которые зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. К отделимым объектам относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, штрафы, недоимки, пени и др.;

2) правоотношения, неотделимые от материального содержания, - это объекты, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания . К неотделимым от материального содержания объектам налоговых правоотношений относится налоговый контроль.

Смотрите также по теме:


Переход к следующему ответу

Просмотров: 43

Оцените заметку:  1 2 3 4 5

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки




Налоги

Право

Финансовый анализ

Аудит

Страховые организации

Банки и кредитные организации

МСФО

Бухгалтерский учет

2021-02

2021-01

2020-12

2020-11

2020-10

2020-09

2020-08

2020-07

2020-06

2020-05

2020-04

2020-03

2020-02

2019-11

2019-09

2019-08

2019-07

2019-06

2019-05

2019-02

2019-01

2018-12

2018-11

2018-10

2018-09

2018-08

2018-07

2018-06

2018-05

2018-04

2018-03

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05