Принцип законности налогообложения
Автор: Методический материал
Дата: 2020-12-31 Переход на главную
Налоговое право |Принцип законности налогообложения
Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение - это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой "...каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".
Под законностью также понимается точное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.
Рассматривая законность как юридическую категорию, следует иметь в виду, что под такой категорией понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д.
Рассматривая законность как правовой институт, необходимо отметить два его основных элемента:
- сфера правотворчества - соблюдение законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов;
- сфера реализации права - неукоснительное выполнение правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство.
В принципе законности налогообложения присутствуют оба вышеназванных элемента - и сфера правотворчества, и сфера реализации права. Элемент правотворчества связан с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Элемент реализации права выражает неукоснительное соблюдение налогоплательщиками и государственными органами, осуществляющими контроль и надзор в области налогообложения, своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. НК РФ развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность
каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Раскрывая понятие "законно установленные налоги и сборы", КС РФ неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.
Основные требования к законно установленным налоговым платежам можно выделить следующие:
1) налоги устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления;
2) налоги устанавливаются в форме актов налогового законодательства с соблюдением правотворческой процедуры;
3) акты налогового законодательства должны иметь правовой характер;
4) при установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения;
5) акты налогового законодательства должны быть надлежащим образом введены в действие.
В конституциях многих европейских государств, так же как и в законодательстве Российской Федерации, закреплены аналогичные нормы по обязанности лиц уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В качестве примеров целесообразно привести следующие правовые нормы законодательства зарубежных стран:
- ст. 133 Конституции Испании устанавливает, что "...изначальное право устанавливать налоги принадлежит исключительно государству и осуществляется посредством издания закона";
- согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Греции "...ни один налог не может быть введен и не может взиматься без действия формального закона, определяющего круг лиц, подлежащих обложению, уровень дохода, пространственные пределы, расходы и сделки или категории последних, на которые распространяется налогообложение";
- ст. 30 Конституции Японии провозглашает: "Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом".
Таким образом, основным критерием принципа законности является его законодательное закрепление. При этом налоговое законодательство Российской Федерации содержит исключение изданного правила, по которому ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Так, согласно ст. 104 Конституции РФ Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы; аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти также на региональном и местном уровнях. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и эти акты федеральным законодателем включены в "законодательство о налогах и сборах".
Пример. В соответствии с п. 5 ст. 1 НК РФ "Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом"; согласно п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. п. 4, 7 ст. 12 НК РФ.
Принцип законности в налогообложении по своей сути указывает на верховенство закона, т.е. неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства. Требования верховенства закона и господства законности подразумевают правовые законы и правовую законность.
Согласно Постановлению КС РФ "...принцип законного установления обязательных платежей не ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот или иной обязательный платеж, и к процедуре его принятия. Содержание этого акта также должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считаться законно установленным обязательный платеж, не соответствующий основным началам законодательства о налогах и сборах"
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 724
|