|
Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души
Автор: Методический материал
Дата: 2020-11-16 Переход на главную
Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души
Аристотель ставит перед собой задачу о том, что, прежде всего, необходимо определить, к какому роду сущего относится душа и что она такое, состоит ли душа из частей или нет и однородны ли все души или нет. Вызывает затруднение и изучении состояний души: все ли они принадлежат также и тому, что обладает ею, или есть среди них нечто присущее лишь самой душе -отмечает Аристотель. В учении Аристотеля о душе и теле имеется множество идей, связанных с системой понятий своей метафизики -- сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии.
Состояния души имеют отношение к телу, однако соотношение души и тела, связь их между собой - это то, что Аристотель не смог до конца раскрыть, в последующие эпохи эта проблема волновала и продолжает волновать многие поколения исследователей.
Все философы, отмечает Аристотель, можно сказать, определяли душу тремя признаками: движением, ощущением, бестелесностью. Каждый из этих признаков возводится к началам. Рассуждая об этих признаках, он приходит к выводу о том, что душа есть как бы начало живых существ.
Состояния души неотделимы от природной материи живых существ так, как неотделимы от тела отвага и страх, а не в этом смысл, в каком неотделимы от тел линия и плоскость. В своих произведениях Аристотель пытался, прежде всего, убедить читателей в реальности души, выдвигая для доказательства следующие положения:1. Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.
2. Аристотель определил душу как «первую энтелехию органического тела», т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие;
3. Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и движения.
4. Всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.
Аристотель не приводил конкретных доказательств существования души. Вместе с тем из отдельных его идей ясно, что он однозначно признавал существование души. В целом взгляды Аристотеля на происхождение души можно разделить на три периода:
1. Период близости его взглядов к взглядам Платона. Аристотель соглашался с идеей отдельного существования души от тела;
2. Период отдаления от вышеуказанной точки зрения и формирования академической точки зрения на проблему души. Соглашаясь с особенным строением и сущностью души, он пытался объяснить особенности связи души с телом.
3. Наконец, в последнем периоде формирования представлений Аристотеля о душе им выяснялась проблема того, каким образом душа вхожа в тело и в чем единство, их неразделимость.
Известно, что проблемы взаимоотношения души и тела рассматривались Аристотелем, когда он был уже зрелым исследователем. На основе собственных наблюдений и умозаключений он выдвигает ряд оригинальных идей, связанных с соотношением души и тела. Он подчеркивал, что «душой может обладать только естественное, а не искусственное тело».
Душа - это жизнь, данная естественному телу. Жизнь питается, развивается, наконец, прекращается. «Естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела».
Жизнью обладает то, что составляет естественное тело. Материя обладает энергией, является зеркалом совершенства. «Совершенное» тоже имеет два смысла:
каждая вещь движется к совершенству, т.е. обладает изначальным стремлением к совершенству;
к примеру, речь выражает совершенство человека, т.е., попросту говоря, совершенство -- такое качество человека, которое он освоил, но еще не опробовал;
с другой стороны, для постижения совершенства каждое лицо может прибегнуть к наукам.
Для души живое тело есть первое совершенство. Использование же энергии и силы души есть второе совершенство. Понятие совершенства в душе или теле -- это когда удовлетворены материальные или душевные потребности человека.
Исполнение материальных потребностей реализует жизненные возможности. Так, лишь при достижении определенной ступени развития душа входит в тело, душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела.
Душа -- спутница жизни. Ее наличие -- свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни, считает Аристотель.
То, что дает жизнь растениям и всему живущему, есть душа:- растительная душа -- первая и самая общая способность души, чье дело -- воспроизведение и питание, а воспроизведение -- минимальная причастность к божественному;
- так как способности к ощущению не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, «физические» души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот.
Таким образом, в учении Аристотеля о душе и теле имеется множество идей, связанных с системой понятий его метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехии. Состояния души имеют отношение к телу, однако соотношение души и тела, связь их между собой - это то, что Аристотель не смог до конца раскрыть, в последующие эпохи эта проблема волновала и продолжает волновать многие поколения исследователей.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 912
|