Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации
Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации
Проблема мотивации связана в психологии с поиском ответов на следующие вопросы: каковы внутренние причины, внутренние источники, внутренние побудительные силы активности человека. Логично предположить, что коль скоро выделяются внутренние причины, должны существовать и внешние причины активности личности. И действительно, в психологии выделяют внешние и внутренние причины (источники, побудительные силы, факторы) различных форм активности человека. В разных разделах психологии они называются соответственно объективными и субъективными, социальными и индивидуальными, врождёнными и приобретёнными и т.д. В психологи мотивации они называются стимулами (внешние причины) и мотивами (внутренние причины).
Долгое время в психологии велись споры о том, какие причины играют ведущую роль в порождении активности человека. Содержание этих споров хорошо представлено в курсах истории психологии и психологии развития, поэтому на данной проблеме мы останавливаться не будем. Отметим лишь только следующий факт: в настоящее время большинством психологов признаётся тот, что в основе порождения активности человека лежит система внешних и внутренних причин, неаддитивное соотношение которых имеет динамическую природу.
Таким образом, проблема мотивации личности это часть более общей проблемы, а именно: проблемы системной природы детерминации активности, деятельности, поведения, развития личности. В каких направлениях разрабатывается проблема мотивации в современной психологии? В основном решаются две базовые задачи. Во-первых, обсуждаются вопросы определения самого понятия «мотивация» и анализируется её содержание, динамика проявления и т.д. Во-вторых, обсуждается вопрос о том, какие психические и не только психические явления могут выступать в качестве мотивов активности личности.Отвечая на первый вопрос, можно утверждать следующее. Большинство психологов склонны рассматривать мотивацию как некоторый процесс актуализации, действия и насыщения-удовлетворения мотива.
Такой подход свидетельствует о том, что у человека могут быть устойчивые мотивы, которые существуют в латентной форме, и мотивы, которые экстренно формируются в условиях конкретной ситуации. Данная проблема подробно обсуждается в многочисленных работах по психологии. Нас в большей степени интересует второй вопрос, который непосредственно связан с поиском и определением того, какие психические явления выступают в качестве мотивов активности личности. Психологи по- разному отвечают на вопросы, касающиеся компонентного состава мотивационной сферы.
Концепции и теории мотивации человеческой деятельности появляются в психологической науке в 20- х гг. ХХ века. В разных странах мира почти одновременно выдающиеся основоположники современных направлений в изучении мотивации: Н. Ах и К.
Левин в Германии, З. Фрейдв Австрии. Для объяснения поведения человека К. Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Обе посвящены проблемам мотивации, но не мотива. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т. е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т. е. векторными величинами. В конечном счете, обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил.
При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом. Как отмечает К. Левин в своем основополагающем труде"Намерение, воля и потребность", цели действия очень часто представляют собой"квазипотребности", т. е. производные потребности. Квазипотребности имеют преходящий характер. Они часто возникают из намерения. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия.Квазипотребности могут, однако, образовываться и без акта намерения, как подлежащие исполнению деятельности, служащие необходимыми промежуточными ступенями к достижению целей действия и связанные с"истинными", т. е. более общими и устойчивыми, потребностями.
Скажем, указания экспериментатора, как правило, принимаются без предварительного намерения. Возникает квазипотребность выполнить заданную деятельность, которая, по сути, не отличается от действия, предпринимаемого по собственной инициативе. В обоих случаях можно видеть, что деятельность после прерывания вновь спонтанно возобновляется. Решающим в силе квазипотребности является не наличие или интенсивность акта намерения, а степень связи квазипотребности с истинными потребностями (которые в нашей системе понятий имеют статус мотивов), так сказать, степень"насыщенности" ими.
К. Левин пишет по этому поводу: "Намерение опустить в почтовый ящик письмо, посетить приятеля или, в качестве испытуемого, заучить ряд бессмысленных слогов возникает, когда соответствующие действию события представляют собой относительно замкнутое целое, стоящие за ним силы не определяются чем-то посторонним, а вытекают из более общих потребностей: из желания выполнить свои профессиональные обязанности, продвинуться вперед в обучении или показать свою дружбу знакомому. Действенность намерения в основном зависит не от интенсивности акта намерения, а (отвлекаясь от других факторов) от силы и жизненной важности (или, точнее, глубины закрепления) истинной потребности, которая лежит в основе квазипотребности".
Теория мотивации Зигмунда Фрейда основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на различные стимулы внутреннего и внешнего характера. Данная теория важна для маркетинга, поскольку рассматривает потребителя как человека, обуреваемого противоречивыми желаниями, которые должны быть удовлетворены приемлемыми с точки зрения общества способами. Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений.
Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое “эго” оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного “ид” с гнетом “супер-эго”*. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации. Исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас и странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что:
Потребители противятся покупке чернослива, потому что он сморщенный и по своему виду напоминает стариков.
Мужчины курят сигары в качестве взрослой альтернативы сосанию пальца. Им нравятся сигары с сильным запахом, подчеркивающим их мужское начало.
Женщины предпочитают растительный комбижир животным жирам, которые пробуждают у них чувство вины перед забитыми животными.
Женщина очень серьезно подходит к процессу выпечки кексов, потому что для нее он подсознательно ассоциируется с процессом родов. Ей не нравятся легкие в употреблении смеси для кексов, поскольку легкая жизнь пробуждает чувство вины.
Современные ученые сталкиваются со многими трудностями при изучении мотивации. Очень часто возникают проблемы с разноречивыми толкованиями терминов мотивации. Разные авторы мотивацию называют то потребностями, то мотивами, то относят ее к личностным особенностям и эмоциональным состояниям, то считают ее прогнозом, ожиданием или оценкой со стороны других людей. Точно также понятие мотив объясняется самыми разными характеристиками: то это представления и идеи, то побуждение и склонности, то желания и привычки и даже морально-политические установки. Поэтому Леонтьев считал, что работы по мотивации не поддаются систематизации. Даже в зарубежной психологии имеются около 50 теорий мотивации. Поэтому отечественные психологи попытались систематизировать все эти представления о мотиве и мотивации.Изучая мотивационную систему, ученые пытаются определить ее структуру. Структура – это относительно устойчивое единство элементов их отношений и целостности объекта.
Асеев выделяет в структуре мотивации следующее:
1- единство процессуальных и дискретных характеристик,
2 - двухмодальность структуры (положительные и отрицательные характеристики).