|
Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация
Автор: Методический материал
Дата: 2020-10-26 Переход на главную
Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация
Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии. Предмет общей психологии — исследование возникновения, развития, строения и функционирования психики нормального взрослого человека.
К ней тесно примыкают более частные психологические науки, а с другими, непсихологическими науками непосредственно взаимодействуют специальные психологические науки — юридическая, инженерная психология и многие другие, перечень которых будет расти.
Психика — это функциональный орган саморегуляции организма и личности, не просто ориентировочной деятельности, а саморегуляции как во время ориентировочной, так и по ходу исполнительской деятельности, а далее и по ее завершении. Как нервная регуляция на самом деле является нейрогуморальной, так психическая является психофизиологической.Предмет психологии в целом (как системы наук) ближе всего к предмету общей психологии, и потому мы далее обсудим именно этот принципиальный вопрос.
Психика как система есть целостность, компонентами которой являются анатомо-физиологический аппарат и психологический способ построения внутренней картины мира.
Психика зарождается как значимое переживание, развивается и в своих вершинных проявлениях остается таковой.Соответственно, предмет общей психологии формулируется как исследование происхождения, развития, строения и функционирования психики взрослого нормального человека.
Психологические теории. Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений.
Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. С одной стороны, теория объясняет прошлые и настоящие события в жизни человека, его прошлое и настоящее поведение, а с другой – предсказывает будущие.
На основе теории мы должны уметь предсказать определенные изменения в поведении субъекта.
По мнению Б.Ф. Ломова, задача любой психологической теории заключается в выявлении существенного в психике, раскрытии законов психических функций, процессов, состояний и свойств, в демонстрации того, как то или иное психическое явление возникает в данных конкретных условиях. Психологическая теория должна объяснять:
1)источники реальных противоречий;
2) основания качественных преобразований в психическом развитии человека;
3) системный характер психических явлений и их детерминант;
4) рассматривать психическое в его сложной динамике.
Тем не менее «хорошая» психологическая теория должна удовлетворять ряду требований.
Во-первых, теория должна обладать определенной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явлений. Это значит, что, с одной стороны, теория раскрывает общие основания изучаемых явлений, а с другой – дает возможность исследовать особенное и единичное.
Во-вторых, «хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах. В качестве таковых могут быть и общие философские положения, и теоретические выводы, полученные как в самой психологии, так и в других науках.
В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, т. е. предсказывать возможное развитие тех или иных явлений. В-четвертых, теория должна быть проверяема. Хорошая теория та, которую можно проверить при помощи эксперимента или путем анализа логических следствий, которые из нее вытекают. Наконец, в-пятых, теория должна соответствовать фактам.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 583
Спасибо, все лаконично и понятно!
Доброго времени суток! Рады помочь!
|