Основные задачи и проблемы, решаемые психологом в системе народного образования
Задачи психологической службы:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно - воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
психолого - педагогическое изучение детей;
профилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
социально - психологическая реабилитация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В зависимости от типа учебно - воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально - психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
создание благоприятного психологического микроклимата в учебно - воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая работа - психолого - педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагносцирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Развивающая и психокоррекционная работа - активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;
программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью психолога.
Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого - педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
Консультативная работа - консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
консультирование работников учреждений интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально - психологической реабилитации детей;
проведение совместных консультаций работников учебно - воспитательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы - интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно - воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.