Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Маркетплейсы

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Футболка сувенир ЧВК Вагнер Пригожин Евгений Викторович

Продажа футболок

Сроки и стоимость доставки

Информация о порядке оказания услуги, оферты

Информация о порядке оказания услуги, условиях оплаты и возврата денежных средств

Купи футболку Самурай унисекс свободного кроя себе или для подарка!

Купи футболку Кролик символ 2023 года унисекс свободного кроя себе или для подарка!

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Секретный раздел

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов.


Заметок в базе: 4415
Комментариев: 181

Факторы и компоненты успешной профессиональной деятельности психолога

Автор: Методический материал

Дата: 2020-10-26

Переход на главную

Переход на главную

Факторы и компоненты успешной профессиональной деятельности психолога

Рассмотрение психологических факторов профессиональной успешности, возможно, начать со способностей. Одна из первых в нашей стране теорий способностей предложена Б.М.Тепловым. Ученый определяет способности как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют непосредственное отношение к успешности освоения и выполнения какой-либо деятельности и не являются конкретными знаниями, навыками и умениями. Б.М.Теплов отдельно выделял общие и специальные способности, полагая, что первые необходимы для любой деятельности и есть у всех людей, в то время как вторые нужны для ограниченного круга деятельностей и развиты только у некоторых.

Отдельное направление в исследовании способностей во взаимосвязи с успешностью представляют исследователи, относящие к способностям помимо характеристик когнитивной сферы, составляющие всех остальных сфер психики. Многие выдающиеся ученые провели эмпирические исследования способностей, опираясь на выдвинутые теоретические положения. Б.М. Теплов выделил три существенных компонента музыкальных способностей: ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и узнавании мелодии; способность к слуховому представлению, проявляющаяся в воспроизведении мелодии по слуху и составляющая ядро музыкальной памяти; музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать ритм и воспроизводить его. 

Высказанную позицию можно также обосновать точкой зрения Н.Д.Левитова, который писал: «Способности принято определять как психические качества или свойства личности, от которых зависит выполнение данной деятельности…Чтобы не смешивать способности с интересами, темпераментом и характером, лучше относить к способностям в более строгом смысле слова лишь те психические состояния, которые относятся к сенсорной, интеллектуальной и психомоторной сфере…».В качестве следующего фактора успешности деятельности справедливо выделяют мотивационный компонент. Известно большое количество работ, в которых мотив рассматривается с монистических позиций (мотив как потребность, как предмет потребности, мотив как эмоции и т.п.).

Так, например, М.А.Котик, понимает мотив как осознанный фактор, который наряду с потребностью обуславливает выбор цели деятельности. Исследователь выделяет пять мотивов проявляющихся в трудовой деятельности: мотив выгоды (материальной и социальной), мотив безопасности (физической, материальной, социальной), мотив удобства (стремление выбрать легкий способ выполнения задания), мотив удовлетворенности (получение удовольствия от процесса и результата труда), мотив нивелирования (стремление быть не хуже других).

Все вышеперечисленные мотивы присутствуют в трудовой деятельности любого человека. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных людей далеко не одинаковы. Исследователь выявил, что аварийность повышена у тех пилотов, которые имеют «мотив к безопасности» на одном из последних мест. Мотив – это системное образование, в которое входит энергетическая основа-побуждение, возникающее в результате актуализации потребности; целевой блок; а также «блок внутреннего фильтра», который определяет специфику мотива, и в котором проявляются многочисленные психологические образования (нравственные убеждения, уровень притязаний, ценности, мировоззрение и др.). Ю.В.Бессонова, рассматривая мотив как сложное явление, доказывает неоспоримость факта прямой связи мотивации с интегральным показателем успешности деятельности. В своем исследовании профессиональной мотивации спасателей психолог выявила отличия общетрудовой мотивации от профессиональной, а также определила взаимосвязь мотивации с интегральным показателем успешности деятельности на разных этапах профессионализации.

Полученные данные позволили утверждать, что успешность профессиональной деятельности обеспечивается совокупностью определенных мотивационных компонентов (потребностей, целей, способов достижения целей), адекватных характеру задач и условий профессиональной деятельности, выраженность которых практически не изменяется в процессе становления специалиста. Так, характерными особенностями наиболее успешных спасателей по сравнению с менее успешными являются высокая выраженность «мотивации стремления к успеху», мотивационной установки «ориентация на результат деятельности», более низкий уровень «мотивации избегания неудач», мотивационной установки «эгоизм», мотивов «стремление к общению» и «безопасности», а также целей «профессиональное совершенствование», «обеспечение безопасности», «достижение социального статуса», «карьерный рост», «поиск новых ощущений».

В исследовании Ю.М.Зуева установлено, что успешность профессиональной деятельности командира воинского подразделения обусловлена высокой выраженностью общей мотивационной установки «ориентация на результат деятельности», общетрудовых мотивов «на результат труда», «на труд как самостоятельную ценность», потребности в профессиональном самосовершенствовании, «патриотизма» как специфического профессионального мотива. Неуспешные командиры характеризуются высоким уровнем развития потребности в безопасности и социальной определенности. В.А.Бодров полагает, что с профессиональной успешностью связана вся мотивационная сфера, которая включает потребности личности, её интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, социальные нормы, жизненные цели и ценности, мировоззренческие ориентации.

Особую роль в формировании мотивов профессиональной деятельности ученый отводит потребностям. При этом подчеркивает, что многообразие потребностей определяет многообразие формирующихся на их основе мотивов, определяющихся также, в значительной степени различными психологическими образованиями. Существуют исследования, рассматривающие отдельные личностные особенности в М.А.Котик и А.М.Емельянов в своей исследовании личностных качеств человека-оператора, выявили характеристики, снижающие профессиональную эффективность: безразличие к людям, безответственность, несдержанность, чрезмерная самоуверенность, желание выделиться, а также наоборот повышенная тревожность, скованность, неуверенность в себе и др.

Все рассмотренные выше исследования подтверждают тесную связь личностных факторов с успешностью профессиональной деятельности. С.Ю.Манухина в исследовании психологических детерминант (факторов) профессиональной успешности психолога-диагноста кадровой службы подчеркивает, что обособленность рассмотрения характеристик психических сфер приводит к сомнительным результатам. Только изучение взаимодействия между составляющими сфер может объяснить причины успеха/неуспеха того или иного специалиста.

Таким понятием, охватывающим различные факторы, и обеспечивающим успешность деятельности часто считают понятие «профессионально важные качества (ПВК)». В.А. Толочек отмечает, что ПВК традиционно рассматривают как качества необходимые человеку для успешного решения профессиональных задач и относят к ним широкий спектр качеств – от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки. К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), особенности психических процессов, а в отношении определенных видов деятельности – даже анатомо-морфологические характеристики человека.

В.А.Бодров полагает, что успешность реализации трудовой деятельности определяется не только особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, но и такими качествами субъекта деятельности как особенности мотивации, темперамента, эмоционально-волевой сферы, характера, а также физиологическими и физическими особенностями субъекта, которые влияют на эффективность учебной и трудовой деятельности. В связи с этим В. А. Бодров пишет: ПВК — это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной дея­тельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятель­ности специфичен (по их составу, по необходимой степени выражен­ности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности.

Он выделяет «пять основных слагаемых системы профессионально ценных качеств»:

1) гражданские качества (мировоззрение, отношение к обществу, людям, моральный облик);

2) отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;

3) дееспособность, образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);

4) единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;

5) навыки, привычки, знания, опыт .


Таким образом, исходя из рассмотренных позиций, под ПВК следует понимать совокупность соматических, биологических, морфологических, конституциональных, типологических и нейродинамических характеристик, общие и профессиональные способности, опыт (знания, умения, навыки (ЗУН)), особенности мотивационной сферы и другие характеристики личности, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности. Это наиболее широкое понятие, включающее в себя все вышерассмотренные категории.

Но так как понятие «профессионально важные качества» значительно шире всех вышеперечисленных психологических факторов успешности и включает в себя ряд категорий, не входящих в поле нашего исследования (соматические, биологические, морфологические и другие характеристики), считаем целесообразным в эмпирическом исследовании предикатов успешности использовать понятие «психологические факторы профессиональной успешности».

Смотрите также по теме:


Переход к следующему ответу

Просмотров: 1317

Оцените заметку:  1 2 3 4 5

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки




Налоги

Право

Финансовый анализ

Аудит

Страховые организации

Банки и кредитные организации

МСФО

Бухгалтерский учет

2022-11

2022-10

2022-09

2022-08

2022-07

2022-06

2022-05

2022-04

2022-03

2022-02

2022-01

2021-12

2021-11

2021-10

2021-09

2021-08

2021-07

2021-06

2021-05

2021-04

2021-03

2021-02

2021-01

2020-12

2020-11

2020-10

2020-09

2020-08

2020-07

2020-06

2020-05

2020-04

2020-03

2020-02

2019-11

2019-09

2019-08

2019-07

2019-06

2019-05

2019-02

2019-01

2018-12

2018-11

2018-10

2018-09

2018-08

2018-07

2018-06

2018-05

2018-04

2018-03

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05