Планировочную структуру города определяют его основные элементы и взаимное расположение их на городской территории.
Всю территорию города, располагаемую в пределах городской черты, подразделяют на две части: застроенную территорию, расположенную в черте городской застройки, и территорию, расположенную за пределами застройки. За городской чертой располагается пригородная зона.
Застроенная территория города имеет в своем составе:
- селитебные территории, на которых располагают жилые районы, застроенные жилыми зданиями и учреждениями, обслуживающими население, сады, парки, бульвары, скверы, улицы и площади, здания административно-хозяйственных, культурных и других учреждений общегородского значения, безвредные промышленные предприятия;
- внеселитебные территории, куда входят участки, занятые промышленностью, сооружениями внешнего транспорта, складами, санитарно-защитными зонами и т. п.
В состав земель, расположенных за пределами застройки, входят городские лесопарки, питомники, поля орошения, предприятия и сооружения, которые не могут быть расположены в застроенной части го рода по санитарно-гигиеническим условиям, а также резервные земли, используемые временно для разных целей, в том числе под сельскохозяйственные угодья.
Таким образом, населенные места застраивают зданиями и сооружениями, резко отличающимися по назначению, предъявляемым к ним санитарным требованиям, характеру эксплуатации. Территория, на которой размещают комплексы зданий определенного назначения, условно называется зоной. Решение вопросов о взаимном расположении зон на территории города называется функциональным зонированием.
В составе населенных мест можно выделить следующие основные зоны:
- селитебную — для размещения жилых районов, микрорайонов, общественных зданий и сооружений;
- промышленную — для размещения промышленных, энергетических предприятий и связанных с ними транспортных и других объектов;
- коммунально-складскую— для размещения складов, гаражей, автобаз, парков городского общественного транспорта;
- внешнего транспорта — для размещения вокзалов, портов, пристаней и транспортных устройств и сооружений;
- и так далее.
В зависимости от вида населенного места могут быть выделены и некоторые другие зоны (общегородского общественного центра, отдыха и спорта, высших учебных и научных учреждений и т. д.), и наоборот, некоторые из основных зон могут отсутствовать (например, в курортных населенных местах, как правило, нет промышленной зоны). В процессе проектирования населенных мест зонирование территории осуществляют по следующим принципам: целесообразный выбор и использование территории для каждой зоны в соответствии с ее назначением и особенностями; рациональное взаимное расположение зон, обеспечивающее их функциональную связь (с учетом всех требований экономичности внутригородских и внешних перевозок), а также отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям (изоляция жилой зоны от вредных влияний промышленности и транспорта).
Взаиморасположение зон зависит от характера промышленности, размеров города и местных конкретных условий.
Селитебные зоны должны размещаться на сухих, возвышенных, хорошо инсолируемых, озелененных и обводненных участках территории города. По отношению к промышленной зоне их нужно располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.
Промышленные зоны следует размещать на территории со спокойным рельефом, вблизи железнодорожных магистралей или водных путей.
Транспортные зоны не должны пересекать селитебных и других зон города. Они должны быть удобно связаны с промышленностью. Пассажирские вокзалы не должны мешать нормальной жизни города и вместе с тем должны быть удобно связаны со всеми его частями.
Зоны отдыха целесообразно размещать на участках со сложным, сильно пересеченным рельефом, неудобных для застройки, в зеленых массивах и вблизи водоемов. Их следует располагать ближе к периферии города, но с учетом удобных транспортных связей.
Однако следует сказать, что в результате происходящей технической революции нынешнее зонирование городских территорий может существенно измениться. Прогресс науки и техники преобразит промышленные районы. Совершенная технология производств и новая энергетика позволяют значительную часть предприятий размещать в соседстве с жилыми массивами, в результате чего жилой район станет смешанным производственно-селитебным районом. Промышленные предприятия с вредными выбросами будут размещать вне городов и многими из них, полностью автоматизированными, будут управлять на расстоянии.
Значительное развитие получат территории научных учреждений и высших учебных заведений. Общий рост культуры, увеличение времени досуга населения будут способствовать значительному развитию общественных центров городов, спортивных и оздоровительных комплексов, мест массового отдыха.
В неразрывной связи с зонированием решается и общая композиция плана города. Композиция плана населенного места решается одновременно с разработкой системы магистральных улиц и автомобильных дорог, которые должны связать между собой все зоны города.