Вопрос 5. Управление капиталом и определение средневзвешенной цены капитала
Цена капитала предприятия (организаций) — это общая сумма средств, которую следует заплатить за использование определенных финансовых ресурсов. Цена капитала организации показывает выраженную в процентах плату за использование определенного объема финансовых ресурсов.
Величина стоимости (цена) привлеченного капитала определяется как отношение расходов, связанных с привлечением финансовых ресурсов, к сумме привлеченных ресурсов. Можно выделить три основных источника капитала:
заемный капитал (ссуды банка и выпущенные предприятием облигации);
акционерный капитал;
отложенная прибыль (фонды собственных средств плюс нераспределенная прибыль).
Каждый источник средств имеет свою цену.
Цена источника заемного капитала — это цена ссуд банка:
Цена источника акционерного капитала – это цена привилегированных акций:
Цак = Размер фиксированного дивиденда в стоимостных единицах / Текущая (рыночная) цена привилегированных акций
Отложенная прибыль - можно взять цену источника средств обыкновенных акций:
Цоб.ак = Прогнозное значение дивиденда на ближайший период / Текущая (рыночная) цена обыкновенной акции + Прогноз прироста дивидендов за период Взвешенная цена капитала (общая цена авансированного капитала, СС) -цена, в которую предприятию обходятся собственные и заемные источники финансирования, определяется по формуле средневзвешенной:
Цена капитала рассчитывается для следующих целей:
для определения уровня финансовых издержек организации с целью поддержания своего экономического потенциала;
для обоснования принимаемых решений по инвестиционным проектам.
Существуют два основных подхода к проблеме возможности управления структурой капитала:
традиционный подход: теория Модильяни - Миллера. Последователи первого подхода считают, что цена капитала зависит от его структуры и существует оптимальная структура капитала.
второй подход: что цена капитала не зависитот его структуры, а, следовательно, ее нельзя оптимизировать, т.е. нельзя наращивать рыночную стоимость фирмы за счет изменения структуры капитала.