Расходы по уплате сумм налогов и сборов в соответствии с законодательством | Налог на добавленную стоимость
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-23 Переход на главную
Расходы по уплате сумм налогов и сборов в соответствии с законодательством | Налог на добавленную стоимость
Если лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС, выставляет покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру с выделенной суммой налога, оно должно уплатить ее в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Это положение распространяется и на случаи, когда "упрощенцем" выставляется счет-фактура с НДС по полученному авансовому платежу (письмо Минфина России от 21 мая 2012 г. N 03-07-07/53). О возникающей обязанности по уплате НДС финансисты напоминают постоянно (письма Минфина России от 3 мая 2012 г. N 03-07-14/49, от 16 мая 2011 г. N 03-07-11/126, от 5 марта 2011 г. N 03-07-11/48).
Перечислить причитающуюся в бюджет сумму налога налогоплательщики, применяющие УСН, должны одним платежом не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). Налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ в расходы включаются суммы налогов и сборов, за исключением налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Это означает, что суммы НДС, уплаченные в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога, не включаются в налогооблагаемую базу по "упрощенному" налогу.
Настаивают на уплате всей сумма налога, указанной в счете-фактуре, выставленном "упрощенцем" покупателю товаров (работ, услуг), и налоговики (письма ФНС России N 3-1-11/239, УФНС России по г. Москве N 16-15/035198). Находя при проверках организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и выставивших счета-фактуры с налогом, неуплату НДС, они в решениях, как и в обычных случаях, начисляют сумму налога, пени и штрафные санкции.
За неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).
Некоторые налогоплательщики пытаются оспаривать в суде возникающую в таком случае обязанность по уплате НДС в бюджет. Но арбитры по данному вопросу неизменно становятся на сторону фискалов.
Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 апреля 2012 г. N А31-2664/2011 указано, что у субъекта экономической деятельности, не имеющего статуса плательщика НДС, в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога в силу прямого указания закона возникает обязанность по уплате данного налога в бюджет.
Судьи ФАС Западно-Сибирского округа признали выводы нижестоящих судов о том, что общество, применявшее в проверяемый период упрощенную систему налогообложения, обязано уплатить в бюджет суммы НДС, указанные в выставленных контрагенту счетах-фактурах, правомерными, а доначисление суммы налога фискалами - законным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2011 г. N А70-6342/2010).
Случается, что посредник, реализующий товары комитента-"упрощенца", ошибочно выставляет покупателю счет-фактуру с указанием НДС. В рассматриваемой ситуации эта обязанность также должна быть исполнена и комитенту необходимо перечислить в бюджет сумму НДС, если он получил ее в составе выручки от комиссионера.
Плательщики НДС, как известно, имеют право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ). Некоторые "упрощенцы" в квартале, когда ими выставляется счет-фактура с НДС, пытаются принять к вычету суммы налога, предъявленные им продавцами товаров (работ, услуг). И по этому вопросу наблюдается единодушие чиновников и судей.
Так, Минфин России в письме от 23 марта 2007 г. N 03-07-11/68 уточнил, что вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) для такого случая нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен.
Судьи ФАС Волго-Вятского округа отклонили довод предпринимателя, применявшего упрощенную систему налогообложения, о наличии у него права на вычет по налогу на добавленную стоимость, как не основанный на нормах гл. 21 НК РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 октября 2010 г. N А79-15047/2009). Президиум ВАС РФ в постановлении от 29 марта 2011 г. N 14315/10 констатировал, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления ими покупателям товаров счетов-фактур с выделением суммы этого налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога. Лица же, названные в п. 5 ст. 173 НК РФ, к таковым не относятся.
Как видим, в части обязанности уплаты всей суммы НДС, выделенной "упрощенцем" в счете-фактуре, и невозможности применения ими вычета среди арбитров наблюдается единодушие. Но такого не скажешь о начисленных пенях, штрафных санкциях за неуплату налога и непредставление налоговой декларации по НДС.
О том, что организации, не признаваемые плательщиками НДС в связи с применением упрощенной системы налогообложения и выставившие при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС, чиновники напоминают постоянно (письма Минфина России от 23 октября 2007 г. N 03-07-11/512, от 23 октября 2007 г. N 03-07-17/09, УФНС России по г. Москве от 17 ноября 2009 г. N 16-15/120314, от 3 февраля 2009 г. N 16-15/008584.1, от 7 октября 2008 г. N 19-11/93941, от 23 января 2008 г. N 19-11/005087).
Непредставление декларации по НДС в этом случае квалифицируется фискалами как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 119 НК РФ. За непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налоговики начисляют штрафные санкции в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, ввозящие товары на территорию Российской Федерации, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Смотрите также по теме:
Просмотров: 377
|