Модернизация и реконструкция основных средств у предпринимателей перешедших на упрощенную систему налогообложения
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-12 Переход на главную
Модернизация и реконструкция основных средств у предпринимателей перешедших на упрощенную систему налогообложения
Предприятие может проводить модернизацию или реконструкцию основных средств. Модернизация и реконструкция предполагают улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств.
Обычно понятие "реконструкция" используется по отношению к недвижимости (зданиям и помещениям), а термин "модернизация" употребляют в отношении движимых основных средств - оборудования, транспортных средств и прочих аналогичных объектов.
В бухгалтерском учете на стоимость работ по модернизации и реконструкции необходимо увеличить первоначальную стоимость основных средств (п. 14 ПБУ 6/01).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ расходы на ремонт основных средств уменьшают налоговую базу по единому налогу организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 ст. 346.16 расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в период применения УСН, учитываются в расходах с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
В ст. 257 НК РФ сказано, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического либо служебного назначения оборудования, здания, сооружения либо иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
При ремонте этого не происходит.
Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности либо работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей, то есть в результате ремонта объект возвращается в первоначальное состояние.
Таким образом, если, например, организация переоборудовала торговый зал в несколько офисных помещений - это реконструкция, а если просто заменила пол и потолочные перекрытия - капитальный ремонт.
Следовательно, если у работ, которые проводит организация, нет явных признаков реконструкции, то их следует отнести к ремонтным работам. При этом во всех первичных документах, начиная с договора и кончая платежными поручениями, эти работы должны называться именно ремонтными.
После проведения переоценки основного средства его первоначальная стоимость изменяется в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от того, была произведена дооценка или же уценка основного средства (п. 14 ПБУ 6/01).
При расчете единого налога результаты переоценки объектов основных средств не учитываются.
Вести учет основных средств в целях налогообложения придется предприятиям, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Если же объектом налогообложения предприятие выбрало доходы, то вести учет основных средств в целях налогообложения ему не нужно. При продаже основных средств выручка от их реализации у таких предприятий учитывается в составе доходов и облагается по ставке 6%.
Возможно, что при переходе с общей системы налогообложения на "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" у вас продолжают числиться оплаченные, но не полностью самортизированные в налоговом учете основные средства. Отраженную в налоговом учете остаточную стоимость таких активов можно отнести на расходы, будучи уже на "упрощенке". Делать это надо по правилам п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ.
Для начала вам нужно определить остаточную стоимость основных средств (ОСТ) по формуле:
ОСТ = ЦП - АМ,
где ЦП - цена приобретения (сооружения, изготовления) основного средства или цена приобретения (создания самой организацией) НМА;
АМ - сумма амортизации, начисленной в соответствии с главой 25 НК РФ.
Например, к моменту перехода с общей системы налогообложения на УСН организация начислила амортизацию в размере 50 000 руб. по основному средству первоначальной стоимостью 240 000 руб. Остаточная стоимость этого объекта равна 190 000 руб. (240 000 руб. - 50 000 руб.).
Исчисленную таким образом величину остаточной стоимости объекта основных средств вам нужно отразить в налоговом учете на дату перехода, т.е. на 1 января года, с которого вы начинаете применять "упрощенку" (п. 1 ст. 346.13, ст. 346.19 НК РФ).
Для этого вам нужно внести соответствующие сведения по объекту основных средств в разд. II за I квартал Книги учета доходов и расходов. Остаточная стоимость объекта показывается в графе 8 данного раздела.
В целях УСН нельзя учесть затраты на основные средства, которые были приобретены физическим лицом раньше, чем оно получило статус индивидуального предпринимателя (письмо Минфина России от 7 октября 2011 г. N 03-11-11/254).
Речь идет обо всех основных средствах, право собственности на которые уже перешло к предприятию, даже если эти объекты переданы в безвозмездное пользование, переведены на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, находятся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев или же еще не введены в эксплуатацию. Например, право собственности на основное средство перешло к предприятию в декабре 2016 г., а введено в эксплуатацию оно было в январе 2017 г., притом что предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2017 г. В этом случае считается, что объект был приобретен до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Остаточную стоимость по данным налогового учета предприятие может учесть в расходах в зависимости от срока полезного использования объектов. Напомним, что срок полезного использования определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Если же имущество не указано в этой Классификации, то организация должна установить его срок службы самостоятельно. При этом ориентироваться надо на технические условия и рекомендации предприятия-изготовителя.
Если срок службы основного средства не превышает трех лет, то его стоимость списывают на расходы в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения. Остаточная стоимость основного средства распределяется равными долями по отчетным (налоговым) периодам (п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в специальной книге. Расходы на приобретение основных средств отражаются в Книге учета доходов и расходов в последний день отчетного квартала (п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если основное средство служит от 3 лет 1 месяца до 15 лет, то его остаточная стоимость списывается на расходы в течение трех лет применения упрощенной системы налогообложения. Причем в первый год включаются в расходы 50% его стоимости, во второй год - 30%, а в третий год - 20%. Расходы учитываются равными долями поквартально.
Стоимость основных средств, срок службы которых превышает 15 лет, включается в расход равными долями в течение 10 лет (п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 411
|