Расходы на рекламу
Автор: Методический материал
Дата: 2020-03-10 Переход на главную
Расходы на рекламу
Налоговики часто не позволяют учесть затраты на адресную рассылку рекламных материалов ни в составе расходов на рекламу, ни в составе других прочих расходов. Логика у чиновников такая: раз есть адрес, значит, это не реклама, поскольку информация направлена определенным людям. В то время как реклама предполагает обращение к неопределенному кругу лиц (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"). Кроме того, раз буклет или каталог отосланы бесплатно, то налицо по логике проверяющих расходы на безвозмездную передачу имущества. Они не учитываются при налогообложении прибыли в силу п. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/390).
Уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные рекламные расходы позволит договор на распространение рекламных материалов с рекламным агентством или почтовым отделением. Если есть такой договор, то в глазах инспектора выбор адресов отдается на откуп распространителю рекламы, т.е. для компании он будет произвольным. Таким образом, условия отнесения информации к рекламной будут соблюдены, что следует из того же Письма Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/390.
Что касается материалов в СМИ без пометки "на правах рекламы", то имеются в виду так называемые PR-публикации: компания платит за публикацию статьи, сюжет на радио или телевидении, которые должны вызвать интерес к ней самой, ее товарам или услугам. Ни на печатной полосе, ни в эфире в таких случаях не делают отметки о том, что информация рекламная. На этом основании некоторые инспекторы не признают расходы на подобные публикации и сюжеты в налоговом учете, считая, что с деятельностью компании их ничего не связывает.
Минфин России по этому поводу давал противоречивые разъяснения. Так, в Письме от 31 января 2006 г. N 03-03-04/1/66 чиновники запретили относить к рекламным расходам затраты на сообщение в СМИ без пометки "на правах рекламы". А в Письме от 11 января 2006 г. N 03-03-04/2/2 - разрешили, причем в полном объеме, без нормирования.
Отстоять расходы помогают и внутренние бизнес-документы компании, в частности маркетинговый план (стратегия, политика), где обосновывается (желательно на цифрах) использование для продвижения товаров или услуг именно информации без пометок "на правах рекламы".
Акции типа "купи одну вещь, получи вторую в подарок" определенно стимулируют интерес потенциальных клиентов. Но проводить затраты на подобные подарки как рекламные опасно. Как уже отмечалось, реклама по Закону должна быть адресована неопределенному кругу лиц. А тут компания этот круг определяет - предлагает подарки только тем, кто купил конкретный товар. У инспекторов есть основания заявить, что дополнительный товар был передан безвозмездно, а значит, его стоимость не уменьшает налогооблагаемую базу (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Затраты на подарки к таким акциям лучше не проводить как рекламные - есть надежный способ учесть их в полном объеме. Поможет тот же маркетинговый план компании. В нем можно привести перечень товаров, к которым прилагается подарок. Но при этом обязательно сделать оговорку: стоимость, указанная на ценнике основного товара, включает в себя стоимость этого товара и подарка. Тогда дополнительный товар будет не безвозмездно переданным, а реализованным. Соответственно, его стоимость уменьшит налогооблагаемую прибыль в соответствии со ст. 268 НК РФ.
Удачная выкладка товаров компании в розничной сети способствует их продвижению на рынок. Не так давно этот факт признал и Минфин России: расходы на подобные услуги признаются рекламными расходами, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах одного процента от выручки (Письмо от 22 мая 2007 г. N 03-03-06/1/286). Главное, нужно доказать их экономическую обоснованность.
Из договора должно быть видно, какие именно услуги оказывает магазин (к примеру, привлечение внимания к наименованию и ассортименту продукции, которую представляет заказчик). Стоит также попросить коллег из коммерческого подразделения компании составить служебную записку, в которой будет оценен ожидаемый экономический эффект от приоритетной выкладки.
В отношении продвижения товара комитента следует отметить, что если комиссионер проведет рекламу товаров комитента за свой счет, то налоговики скорее всего не признают такие затраты в налоговом учете. Согласно ГК РФ владелец товара должен возместить посреднику расходы, произведенные в интересах комитента (ст. 1001).
И такие затраты не уменьшают налогооблагаемую прибыль посредника (п. 9 ст. 270 НК РФ).
Можно попытаться доказать инспектору, что, во-первых, ограничение, накладываемое ст. 270 НК РФ, распространяется только на расходы, которые комитент возмещает, а не на все затраты, производимые в интересах владельца товара. А во-вторых, подобная реклама способствует деятельности самого комиссионера, задачей которой является продажа товара. Однако это доводы для судебного разбирательства. Между тем есть возможность обойтись и без него.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 434
|