Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Авансовые отчеты

Готовая продукция и товары

Пособие по временной нетрудоспособности

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

Расходы будущих периодов

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Помощь в решении бухгалтерских задач

Виды экономических преступлений в области таможенного дела

Участники производства по делу о нарушении таможенных правил

Производство по делам о нарушениях таможенных правил

Виды административных правонарушений в области таможенного дела

Понятие и состав нарушения таможенных правил

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Секретный раздел

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов.


Заметок в базе: 3033
Комментариев: 156

Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская

Автор: Методический материал

Дата: 2019-08-17

Переход на главную

Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др

Теологическая теория. Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве - теологические. В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы - это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии - с правосудием.

Все люди равны и наделены Богом равными возможностями.

Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона.

Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни - со стороны государства, а после смерти за прегрешения, проступки и преступления — божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского (согласно его учению миром управляет Божественный разум).

Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего. Ф. Аквинский различал право и закон.

Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями.

Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.

Естественный закон есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях.

Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей, он отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страху принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами.

Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям божественному закону, то им можно не повиноваться.


Естественно-правовая теория – идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан).

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима.

В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного.

«Право» или «правда» есть результат соглашения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование.

Против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Они утверждали, что не все право искусственное изобретение человеческого разума.

Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. 


Историческая школа права – сложилась в первой трети XIX века в Германии в противовес теории естественного права (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта). Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса).

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно, и служит выражением духа народа, присуще только народу.

Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Закон – не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте – обычай. Положительная роль – теория привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).


Психологическая теория права Основоположником логического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого.

Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного.

У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном г.е. законодательстве.


Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права – берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений.

Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества.

Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством.


Марксистская теория права – право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие.

Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса).

Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы – принуждение, насилие, подавление. Данная теория базируется на основополагающей идее — возникновение права неразрывно связано с образованием государства.


Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм - философия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании человека (лат. слово «экзистенция» - существование).

Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер.

Представитель этой теории - нем. ученый М. Хайдеггер считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора.

Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима.

Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.


Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, т.е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права.

Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества.

Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение.

 

Смотрите также по теме:


Переход к следующему ответу

Просмотров: 69

Оцените заметку:  1 2 3 4 5

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки




Налоги

Право

Финансовый анализ

Аудит

Страховые организации

Банки и кредитные организации

МСФО

Бухгалтерский учет

2019-11

2019-09

2019-08

2019-07

2019-06

2019-05

2019-02

2019-01

2018-12

2018-11

2018-10

2018-09

2018-08

2018-07

2018-06

2018-05

2018-04

2018-03

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05