Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-16 Переход на главную
Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
Соотношение прав, свобод и обязанностей личности в ее взаимоотношениях с государством позволяет выявить различные модели их взаимодействия, каждая из которых предопределялась природой самого государства, степенью зрелости гражданского общества, особенностями культуры и проч.
В теории сложился ряд подходов к определению положения личности в государстве: этатизм, либерализм (индивидуализм), демократизм.
Этатизм (от фр. etate – государство) оправдывает присутствие государства во всех сферах жизни общества, преувеличивает его роль в решении вопросов публичной и частной жизни людей.
Приоритет отдается общему, публичному над частным и индивидуальным. Государственное управление становится избыточным и неоправданно жестким в отношении личности.
Этатизм, основанный на господстве органов власти, пренебрегает свободой личности. Крайним проявлением этатизма является теория и практика тоталитаризма.
Такое государство полностью устраняет сферу личного и стремиться к безраздельному контролю над общественной и личной жизнью во имя достижения «высших целей».
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) провозглашает абсолютную ценность личности, недопущение вмешательства государства в свободу личности, ее безопасность, право выражать взгляды и мнения.
Государство рассматривается как совокупность граждан, оно подчинено интересам личности, ориентируется в большей мере на потребности отдельных граждан, нежели на общие, публичные интересы.
Однако очевидны и недостатки такого подхода.
В чистом виде индивидуалистической модели государства существовать не может, поскольку ее реализация на практике означала бы распад государства.
Демократизм, также как и либерализм, исходит из приоритета личности в системе ценностей демократического общества, признания неотчуждаемых естественных прав и свобод человека.
Вместе с тем, большое значение придается взаимным правам и обязанностям личности и государства.
Именно в демократическом государстве личность имеет тот необходимый объем гарантированных государством прав, который дает ей возможность быть действительно свободной
Практика показала, что оптимальной доктриной, позволяющей соединить в практике взаимоотношений государства и личности интересы обеих сторон, является концепция прав человека, которая провозглашает естественные, неотчуждаемые права, не зависящие от воли государства, и в то же время утверждает, что права человека не безграничны.
Права гарантируются лишь в той мере, в какой их реализация не посягает на права и законные интересы других лиц и общества в целом.
Права человека – это совокупность естественных возможностей, неотъемлемых свойств индивида. Несмотря на широкую разработанность проблемы прав личности в настоящее время сохраняются дискуссии относительно многих аспектов указанной проблематики.
Предлагается в качестве основополагающего признака прав человека указывать на юридическую закрепленность и гарантированность возможностей личности (Н.В. Витрук, А.С. Мордовцев, И.В. Ростовщикова).
Отдельные исследователи акцентируют внимание на наличие в системе прав человека не только естественных, но и властно устанавливаемых правомочий, соответствующих уровню развития общества (В.В. Оксамытный). Кроме того, неоднозначно решается вопрос о соотношении категорий «право» и «свобода». Очевидно, что между указанными понятиями нет принципиальной разницы.
Большинство теоретиков склонны считать их равнозначными (В.Д. Перевалов). Вместе с тем конституционалисты (Б.А. Страшун, В.В. Маклаков) и ряд теоретиков (Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, С.И. Кожевников) указывают на наличие, пусть и непринципиальных и не всегда прослеживаемых, отличий.
Так позиция конституционалистов сводится к наличию у права гарантированности, наличии субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 492
|