Секрет производства. Особенности возникновения, осуществления и защиты исключительного права на него
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-14 Переход на главную
Секрет производства. Особенности возникновения, осуществления и защиты исключительного права на него
Существенной новеллой нового регулирования охраны секрета производства (ноу-хау) является его легальное признание объектом исключительных прав (ст. 1466 ГК РФ).
По сути, вводится новый институт исключительных прав. К отношениям, связанным с охраной, использованием секретов производства, а также защитой прав их обладателей, применяются соответствующие общие нормы гл. 69 ГК РФ.
Тем самым дан ответ на широко дискутируемый вопрос о правовом режиме охраняемой коммерческой информации, правомерности использования в этих целях модели исключительных прав с учетом особенностей, обусловленных характером объекта, отличающих его от других охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. В пользу такого решения говорит и международный опыт.
В Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС/TRIPS), «закрытая информация» прямо отнесена к категории «интеллектуальная собственность» (ч. 2 ст. 1).
Соглашение обязывает страны-участницы охранять «закрытую информацию» от несанкционированного использования (ст. 39 разд. 7).
Впервые в отношении секретов производства (ноу-хау) вводится режим исключительного права, что основывается в первую очередь на положениях Соглашения ТРИПС, согласно п. 2 ст. 39 которого физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике.
Согласно ст. 1465 ГК РФ секрет производства, или ноу-хау, – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере.
К сожалению, в настоящее время секрет производства в России не является распространенным и популярным предметом, на основании которого контрагенты выстраивают свои взаимоотношения, но в будущем положение должно кардинально измениться, так как непрерывное развитие технологий всегда сопровождается необходимостью предоставления охраны и защиты стратегически важной информации о деятельности и результатах деятельности правообладателей.
Одним из наиболее приемлемых способов защиты информации на сегодняшний день является присвоение статуса секрета производства (ноу-хау) в отношении информации и введение в отношении этой информации режима коммерческой тайны.
Термин «ноу-хау» в переводе с английского означает «знаю как».
В российской практике используются также понятия «секрет производства» и «секрет промысла», являющиеся синонимичными и взаимозаменяемыми.В мировой практике понятия «ноу-хау» и «деловой секрет» (или «торговый секрет»), которые нередко воспринимаются в качестве синонимов, несколько различаются в своем употреблении.
Термин «деловой секрет» обычно используется применительно к внутренней ценной конфиденциальной информации, которая находится в распоряжении организации и является аналогом российского термина «коммерческая тайна», а термин «ноу-хау» применяется к той части делового секрета организации, которая передается по договору другому владельцу.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 532
|