Саморегулируемая организация аудиторов
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-05 Переход на главную
Саморегулируемая организация аудиторов
Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № Э07-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Саморегулируемая организация аудиторов обязана не реже одного раза в квартал представлять в Министерство финансов РФ отчет о проведенных проверках качества.
Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению своей работы. Порядок внутреннего контроля качества регламентируется:
-
федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
-
федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».
Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита.
Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.
Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:
-
надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;
-
надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;
-
проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.
Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:
1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:
-
порядок соблюдения принципов аудита;
-
выполнение общего плана и программы аудита;
-
надлежащее документирование аудиторских доказательств;
-
обоснованность выводов, сделанных аудиторами.
2. Общий контроль качества аудита:
-
контроль личных качеств сотрудников;
-
обоснованное распределение обязанностей между членами группы;
-
соблюдение правил (стандартов) аудита.
При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.
На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:
-
соответствует ли выполненная работа программе аудита;
-
надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:
-
достигнуты ли цели аудиторских процедур;
-
соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.
Поскольку ответственность за проведенную проверку аудиторов и ассистентов несет руководитель аудиторской группы, он должен подробно изучить вопросы, отражающие:
-
достаточность аудиторских доказательств;
-
четкость выводов, сделанных аудиторами в результате проверки;
-
полноту отмеченных недостатков в учете;
-
полноту и сроки завершения аудиторских процедур в соответствии с программой аудита.
Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 444
|