Инвентаризация активов и финансовых обязательств
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-03 Переход на главную
Инвентаризация активов и финансовых обязательств
Инвентаризация — проверка на определенный момент времени фактического наличия имущества (нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, ценных бумаг, расчетов) и обязательств предприятия и их соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежат:
все имущество предприятия независимо от его местонахождения;
все виды финансовых обязательств;
производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся на ответственном хранении и т. п.);
имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее результатов определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержд. Пр. МФ РФ 13.06.95 г. №49.
Инвентаризация проводится плановая — не реже одного раза в год, внеплановая — при смене материально ответственного лица, пожарах, хищениях, по требованию вышестоящих, налоговых и следственных органов, руководства, а также и в других случаях.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением разделительного или ликвидационного баланса;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств должны быть внесены в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.
За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия.
Руководитель предприятия назначает постоянно действующую инвентаризационную комиссию, в состав которой входят представители бухгалтерии, другие специалисты.
Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.
В соотв. с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бух. учета и данными инвентаризационных описей.
Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соотв. с их оценкой в бух. учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бух. учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бух.учета и бух. отчетности в РФ в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты предприятия;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 963
|