Система национальных бухгалтерских стандартов в РФ
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-03 Переход на главную
Система национальных бухгалтерских стандартов в РФ
Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативных актов. Каждый из них представлен:
- первый - законами Российской Федерации и указами Президента РФ;
- второй - системой национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
- третий - методическими указаниями, учитывающими отраслевую специфику;
- четвертый - внутренними рабочими документами организации.
Помимо указанных нормативов в российской национальной системе регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России, определяющую основополагающие подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в Российской Федерации.
Если сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с системой МСФО, то можно допустить, что российская Концепция является некоторым аналогом главы "Принципы", а ПБУ - некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учета.
В то же время некоторые общие подходы к ведению учета затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, например, Федеральном законе "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", и даже в нормативах второго уровня - ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и других.
Регламентация бухгалтерского учета основных средств, материально-производственных запасов, затрат на капитальное строительство и некоторых других объектов, по которым имеются индивидуальные международные стандарты, дополняется нормативными документами третьего уровня (инструкциями, методическими указаниями, отдельными письмами Минфина России).
Вместе с тем Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Следовательно, задачей реформирования бухгалтерского учета является создание системы российских ПБУ, аналогичной системе МСФО.
Некоторые аспекты учета, регламентируемые одним российским стандартом, отражены в нескольких МСФО.
Например, правила составления отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, рассматриваются в двух международных стандартах: МСФО 1 и МСФО 7.
Вопросы учета финансовых вложений, регламентируемые ПБУ 19/02, освещены в МСФО 27, МСФО 28, МСФО 32 и МСФО 39.
Некоторые аспекты учета, напротив, регулируются одним международным и несколькими отечественными стандартами.
Например, правила учета нематериальных активов, изложенные в МСФО 38, регламентируются двумя российскими стандартами: ПБУ 14/2000 и ПБУ 17/02.
Нельзя поставить знак равенства и между теми ПБУ и МСФО, которые регламентируют учет одних и тех же объектов, например, учет основных средств (ПБУ 6/01 и МСФО 16), запасов (ПБУ 5/01 и МСФО 2) и других объектов.
При значительном совпадении ПБУ с аналогичными МСФО отечественные положения не являются полной копией своих международных аналогов, сохраняя по некоторым вопросам существенные отличия от них.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 693
|