Факторный анализ прибыльности капитала (активов) организации
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-30 Переход на главную
Факторный анализ прибыльности капитала (активов) организации
Важный этап оценки эффективности деятельности организации – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности.
С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования детерминированных факторных систем.
Показатели рентабельности активов зависят от двух основных факторов:
Р/К = ( Р/N) х ( N /К ),
где Р - прибыль (или бухгалтерская или чистая );
К – авансированный капитал (активы);
N – выручка ;
Р/N - коэффициент рентабельности продаж;
N/К – коэффициент оборачиваемости активов.
Методы факторного анализа рентабельности активов можно свести к следующим моделям:
-
двухфакторная мультипликативная модель: Р/ К = (Р / N ) х ( N / К),
-
трехфакторная модель рентабельности активов по бухгалтерской (или чистой) прибыл:
Р/ К = Р / ( F + E) = ( Р / N ) / [ ( F / N ) + ( E / N)],
где F – внеоборотные активы (основной капитал);
Е – оборотные активы (оборотный капитал), т.е. Р/N – первый фактор (прибыльность продукции);
F/N – второй фактор (фондоемкость продукции по основному капиталу;
E/ N – третий фактор (оборачиваемость оборотного капитала – коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 руб. продукции
-
пятифакторная модель рентабельности активов по прибыли от продаж:
Р / К = [ 1 – ( S /N)] / ( F/N + E/N) = [ 1 – (U/N) + (M/N) + ( A/N)] / [ ( F/N) + ( E/N)],
где U – оплата труда с начислениями;
М – материальные затраты;
А – амортизация;
U/N – оплатоемкость продукции;
M/N – материалоемкость продукции;
A/N – амортизациеемкость продукции.
На изменение показателя рентабельности активов влияют: факторы первого порядка – рентабельность продаж и оборачиваемость активов; факторы второго порядка – факторы, влияющие на факторы первого порядка (чистая или бухгалтерская прибыль, объем продаж) и т.д.
Методику факторного анализа двухфакторной мультипликативной модели рассмотрим интегральным методом. Введем обозначения:
z - коэффициент рентабельности активов ( Р/К);
m – коэффициент рентабельности продаж (Р/N);
n – коэффициент деловой активности ( N / К).
Факторная модель имеет следующий вид: z = m * n.
Коэффициент рентабельности активов 1-го года: z o = m о * n о
Коэффициент рентабельности активов 2-го года: z1 = m1 * n 1
Далее определим влияние факторов:
а) коэффициента рентабельности продаж: ∆∆ z m = ∆ m * n о + (∆ m * ∆ n ) / 2
б) коэффициента деловой активности: ∆ z n = ∆ n * m о + (∆ m * ∆ n ) / 2
Анализ факторов изменения рентабельности собственного капитала организации можно провести о методике, аналогичной методике анализа рентабельности активов.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 705
|