Понятие бюджетирования. Бюджетное управление
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-29 Переход на главную
Понятие бюджетирования. Бюджетное управление
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение.
Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов организации, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции.
По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.
Одним из важнейших качеств процесса бюджетирования является системность. Это означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет организации в целом.
Центральное звено бюджетирования составляет бюджет – количественное выражение планов текущей деятельности развития организации. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Он представляет собой плановый документ установленной формы с соответствующей структурой статей на определенный период времени.
Бюджетное управление – система управления предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
В общем виде работы по разработке модели бюджетного управления складываются из 3 крупных этапов:
1) разработка финансовой структуры;
2) разработка бюджетной структуры;
3) разработка регламентов бюджетного управления.
На первом этапе составляется иерархия центров финансовой ответственности (ЦФО).
Основой для создания финансовой структуры, прежде всего, является организационная структура компании.
Однако не всегда организационная структура наилучшим образом отражает процесс формирования финансового результата, поскольку прибыль приносят не подразделения, а деятельность.
Поэтому для оптимизации финансовой структуры зачастую необходимо ее корректировать с учетом положений процессной модели.
Второй этап работ связан с разработкой набора и структуры сводных, функциональных и операционных бюджетов.
Обычно выделяется три сводных бюджета – бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Первый отражает динамику и источники формирования финансового результата (управление прибылью), второй – получение чистого денежного потока (управление ликвидностью), третий – состав и структуру активов и пассивов компании (управление рентабельностью).
Финансовые бюджеты являются, по сути, средством измерения (планирования и учета факта) выходов процессов, полученных на этапе моделирования деятельности организации.
При этом используются только те объекты выходных потоков, которые можно измерить в натуральной или стоимостной оценке.
Как правило, это товарно-материальные ценности и финансовые потоки.
В случае если движения по функциональным бюджетам оказывают влияние на остатки сводных бюджетов, необходимо сопоставить статьи сводных бюджетов бюджетам функциональным.
Так, например, движения по бюджету «Бюджет продаж» влияют на статью БДР «Доходы от реализации продукции», статью БДДС «Поступления от продаж продукции собственного производства» и статьи ББЛ «Готовая продукция» и «Задолженность дебиторская».
Операционные бюджеты есть «проекция» статей функциональных и сводных бюджетов на финансовую структуру, то есть вменение элементам ЦФО ответственности за достижение финансовых показателей.
Разработка регламентов бюджетного управления выражается в создании 3 документов:
Регламент бюджетного планирования,
Регламент исполнения бюджетов и Регламент финансово-экономического анализа.
Каждый регламент формализует этапы выполнения тех или иных действий в рамках бюджетного управления, сроки, ответственных, а также форматы исходных и конечных документов.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 500
|