Маркетинг в системе управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства. Требования к анализу рынков, на которых осуществляется деятельность должника
Маркетинг в системе управления деятельностью должника в различных процедурах банкротства. Требования к анализу рынков, на которых осуществляется деятельность должника
Маркетинговое определение рынка: рынок - это сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей. Анализ рынка и рыночных возможностей предприятия базируется на комплексном исследовании товара, потребителей, конкурентов, цен, внутреннего потенциала предприятия, фирменной структуры рынка, товародвижения и объема продаж, системы стимулирования сбыта и рекламы. Одним из важнейших показателей является емкость рынка - это объем реализуемого в регионе (стране) товара, аналогичного тому, который производит предприятие, в течение года. Измеряется в натуральных единицах (штуки, метры, м3, кг) и в денежном выражении.
Анализ рынка невозможен без его сегментации. Сегмент рынка - это особым образом выделенная часть его, все объекты которой обладают общими признаками. Объектами сегментирования являются потребители, конкуренты, товары и сами предприятия. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе.
На практике обычно сегментирование осуществляется по первой группе – группе потребителей, где выделяются 4 основных признака – географический, демографический, психографический и поведенческий. На поведение покупателей оказывают влияние:
коммерческие стимулы (продукт, реклама);
стимулы социального происхождения (семья, принадлежность к определенной социальной группе, доход);
социально-демографические особенности (возраст, пол, положение в семье и обществе);
психологические особенности (мнения, впечатления, привычки, повод для покупки и т.д.)
Американский психолог Уотсон выделил концепцию «стимул-организм-реакция».
Сегментация рынка товаров производственного назначения преследует ту же цель, что и сегментация рынка потребительских товаров: разработка товаров для удовлетворения потребностей групп покупателей. Однако, промышленные фирмы больше ориентируются на инженерные решения, уделяя основное внимание спецификации товара. Поэтому стратегия маркетинга у них часто обусловлена конструкцией изделий, а не потребностями потребителей. Кроме того, они чаще находятся на крайних полюсах оси маркетинга: микромаркетинг или массовый маркетинг. Поэтому промышленные фирмы часто обращают внимание только на товар, мало или почти не занимаясь подлинной сегментацией рынка.
Факторы, используемые при выявлении сегментов рынков продукции производственного назначения:
Критерии товара – эксплуатационные свойства, долговечность, экономичность, простота в обращении.
Процедура маркетингового исследования рынка состоит из комплекса последующих этапов:
Разработка концепции исследования (цели, проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей).
Получение и анализ эмпирических данных (разработка рабочего инструментария, процесс получения данных, обработка и анализ результатов).
Формирование основных выводов и оформление результатов исследования.
После этого предприятие приступает к позиционированию товара.
Позиционирование товара (услуги) на рынке – это процесс определения места нового товара в ряду существующих. Составление схемы потребительских восприятий товаров конкурирующей группы полезно для выявления возможности выхода с новым товаром, а также для определения путей совершенствования существующих изделий.
Если учесть позиции существующих конкурентов, есть два возможных пути завоевания своего места:
позиционировать себя рядом из одних существующих конкурентов и начать борьбу за долю на рынке. На это можно пойти, если:
а) фирма может сделать продукцию, превосходящую конкурентов;
б) рынок велик, всем есть место;
в) фирма располагает большими ресурсами, чем конкурент;
г) избранная позиция соответствует наиболее сильным деловым сторонам;
разработать продукцию, какой нет на рынке,
Для этого необходимо выявить:
а) наличие технических возможностей;
б) наличие финансов;
в) достаточное число покупателей.
Затем возникает необходимость найти способ дифференцировать свое предложение в глазах потенциальных потребителей, т.е. конкурентное позиционирование можно обеспечить на основе совершенствования свойств товара, улучшения его качества, его оформления, ценовой политики и т.д.
После принятия решения о своем конкурентном позиционировании, фирма приступает к детальному планированию комплекса маркетинга.
Решения, принимаемые предприятием в процессе деятельности, можно разделить на две подгруппы:
ключевые решения (стратегические, важные тактические, сопряженные со значительным риском);
текущие (повседневные) решения.
Для ключевых решений наиболее существенной является их обоснованность. Поэтому необходимо:
подготовить проект решения в письменном виде специалистом отдела маркетинга;
рецензировать проект решения руководителями подразделений;
анализировать представленные рецензии и принять решение руководителем предприятия.
Повседневные (текущие) решения принимаются самостоятельно руководителями подразделений предприятия. Выполнение принятых решений тем более эффективно, чем более персонал вовлечен в процесс их выработки.