Оценка бизнеса или оценка стоимости действующего предприятия – это одно из направлений оценочной деятельности.
Правовая основа – Закон РФ «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ.
Предмет оценки понимается двояко:
во-первых, оценка фирмы как оценка имущества,
во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес – линий.
И 1-ое и 2-ое альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки:
- оценка компании, которая основывается на оценке активов;
- оценка бизнеса как совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, привилегий, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих
с некоторой вероятностью получение будущих доходов. Цели оценки бизнеса:
- по заказу продавца перед продажей, в т. ч. при определении стартовой цены при конкурсной продаже;
- по заказу потенциального покупателя – инвестора;
- при сдаче предприятия в аренду для обоснования размеров арендной платы;
- при страховании;
- по заказу собственника при выявлении максимально эффективного использования предприятия и повышения эффективности текущего управления;
- при оценке эффективности инвестиционных проектов;
- при оценке вклада;
- при получении кредита под залог;
- при разделе имущества;
- при определении налогооблагаемой базы;
- при оценке ущерба, убытка;
- при подготовке к продаже обанкротившегося предприятия;
- при обосновании вариантов санации предприятий-банкротов;
- при выходе учредителя и выкупе пая;
- при реструктуризации предприятия и др.
Факторы, влияющие на стоимость бизнеса: спрос на данный бизнес, доход от него, момент времени, с которого начинается получение дохода, риски, степень контроля, степень ликвидности, ограничения. Принципы оценки бизнеса могут быть объединены в следующие четыре группы:
1. Принципы, основанные на представлениях пользователя.
2. Принципы, связанные с землёй, зданиями и сооружениями и др. имуществом, составляющим единый имущественный комплекс.
3. Принципы, связанные с внешней рыночной средой.
4. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования собственности. Процесс оценки бизнеса предусматривает:
1. определение объекта, предмета, цели и функции оценки;
2. разработку плана оценки;
3. определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого предприятия;
4. сбор и анализ необходимой информации;
5. оценку стоимости предприятия с использованием разных методик;
6. сопоставление стоимостей, полученных разными методами, установление наиболее вероятной стоимости оцениваемого предприятия.
7. составление отчета и заключение об оценке стоимости предприятия. Стандарты оценочной стоимости бизнеса.
В связи с адаптацией стоимостных стандартов к мировым разделяют стандарты стоимости и виды стоимости бизнеса. В российской оценочной практике стандарты стоимости лежат в основе определения цены предприятия, но не обязательны к применению. Стандарты стоимости используются для оценки контрольного и миноритарного пакетов акций.