Налоговое право
Автор: Методический материал
Дата: 2020-12-31 Переход на главную
Налоговое право Российской Федерации
Современное налоговое право является подотраслью финансового права и во многом зависит от теоретической базы, положенной в обоснование ее развития. После вступления в действие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось новыми для Российской Федерации объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.
Налоговое законодательство в каждой стране формируется в соответствии с целями ее экономической и финансовой политики и выражает интересы правящих кругов или классов. В демократическом государстве, каковым является и Российская Федерация, налоговое законодательство не может часто изменяться, так как произвольность изменения законодательства может нарушить стабильность экономической системы и тем самым создаст препятствия к нормальному экономическому развитию. Гарантом в данном случае выступает налоговая доктрина.
Налоговая доктрина - это обобщенное выражение основных принципов, норм и правил, являющихся базой в рамках принятой общей финансово-экономической политики, сохраняющих свою силу при всех текущих изменениях налогового законодательства.
Налоговая доктрина отражается в стабильно и долговременно отстаиваемых государственной властью позициях по таким вопросам, как:
- роль и значение налогов в финансовой системе страны;
- доля налогов в ВНП (ВВП) и в общей сумме доходов бюджетной системы;
- соотношение прямых и косвенных налогов, определение крайних пределов налоговых изъятий для отдельных отраслей и сфер деятельности, для отдельных слоев и классов населения;
- прогрессивность (регрессивность) налогообложения;
- налоговые режимы для накоплений и инвестиций;
- роль и значение налога с корпораций;
- пределы компетенции налоговых органов при "исправлении", для налоговых целей, финансовых результатов тех или иных коммерческих сделок и операций;
- формы контроля и надзора налоговых органов за деятельностью налогоплательщиков и т.д.
Налоговая доктрина Российской Федерации до конца не сформирована, так как в настоящее время существует множество спорных вопросов, некоторые нормы и правила сохранились от прежней административной системы, в связи с чем среди вновь принятых и действующих режимов сохраняются непримиримые противоречия.
Формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации, начавшееся в начале 1990-х годах, обусловило появление интересов к теоретическим и практическим проблемам налогово-правового регулирования.
Система налогового права
Рассматривая систему налогового права, необходимо отметить, что налоговое право, как и другие отрасли российского права, строится по пандектной системе - состоит из общей и особенной частей.
К Общей части налогового права относятся:
- нормы, закрепляющие общие принципы построения российской налоговой системы;
- принципы формирования налогового законодательства;
- правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;
- основные черты правового положения участников налоговых отношений.
Особенная часть содержит:
- нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;
- круг плательщиков по каждому налогу;
- объекты налогообложения;
- налоговую базу;
- порядок исчисления и уплаты.
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.
В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий
Рассматривая образование всех уровней бюджетов, необходимо обратить внимание, что в основу положены в большей степени нормы налогового права и нормы иных институтов финансового права, регулирующие государственные доходы. Но данное обстоятельство не означает, что налоговое право включено в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено, "учреждено" бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Следует согласиться, что основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом .
С позиции Ю.П. Крохиной, которая полностью разделяется автором, приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность выделения в составе правоотношений, образующих предмет финансового права, в качестве самостоятельных элементов отношений, возникающих по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Использование законодателем в качестве приема юридической техники кодификации налогового законодательства не означает расширения предмета налогово-правового регулирования и приобретения налоговым правом необходимых атрибутов самостоятельности .
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу Просмотров: 329
|