Налог на прибыль

НДС

Прочие

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы

Страховые взносы

Страховые взносы

Календарь бухгалтера

Пособие по временной нетрудоспособности

Пособия по беременности, родам и на рождение

Пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком

Пособия по беременности, родам и на рождение в 2018 году

Пособие по временной нетрудоспособности

Виды страховых взносов и их плательщики

Как рассчитать транспортный налог

Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости

Как скорректировать данные после отправки в ПФР формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год?

2018-04

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05

2017-04

2017-03

2017-02

2017-01

2016-12

2016-11

2016-10

2016-09

2016-08

2016-07

2016-06

2016-04

2016-03

2016-02

Изучаем налогообложение

Секретный раздел

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов.

Заметок в базе: 804
Комментариев: 100

Общая характеристика, правила и формы ведения аналитического и синтетического бухгалтерского учёта в кредитных организациях

Автор: Методический материал

Дата: 2017-06-24

Вопрос 4. 

    Первичный учёт в банке представляет собой систему, обеспечивающую сбор и регистрацию в первичных документах информацию о банковских или хозяйственных операциях.

Первичными документами являются: акты, справки, счета и другие документы, подтверждающие факт совершения операции и её юридическую законность.  Они являются основанием для заполнения  банковского документа и как правило прилагаются к нему.
Банковский документ - документ, являющийся основанием для его отражения в учёте банка.
Перечень утверждённых к применению форм документов дан в классификаторе управленческой документации. Все бланки банковских документов имеют семизначную  нумерацию, начиная с 04.
Банки должны применять для оформления операций формы первичных документов разработанные банком самостоятельно, но это обязательно должно найти отражение в его учётной политики.
Требования к реквизитам документа содержатся в ФЗ «О бухгалтерском учёте», служащие основанием для проводок в бухгалтерском учёте банка, а также должны содержать котировку (номер счёта по Д и К).
Банковские документы делятся на:

  1. расчётно-денежныё, которые составляются клиентами банка и банком по хозяйственным операциям,
  2. мемориальные, которые составляются банком (мемориальные ордера, распоряжения кредитного отдела),
  3. кассовые, которые составляются как клиентами, так и банками (приём, выдача наличных денег),
  4. документы для записи по внебалансовым счетам (внебалансовые ордера).

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» и 302-п в банковские документы не допускается внесение каких-либо изменений.
Каждый банковский документ  затрагивает бухгалтерские проводки по балансовым и небалансовым счетам и отражается на счетах клиентов и внутрибалансовых счетах. Каждая бухгалтерская проводка находит отражение в первичном детализированном аналитическом учёте, а потом параллельно эта же операция отражается в обобщённом синтетическом учёте.
Аналитический учёт - первичный детализированный учёт, имеющий оперативное значение и являющийся основой синтетического учёта.
Аналитический учёт в банках ведётся в следующих формах:

  1. в лицевых счетах, карточках клиентов, журналах, электронных базах, открываемых по каждому виду учитываемых средств и ценностей с указанием назначения их владельца,
  2. лицевые счета аналитического учёта открываются к каждому балансовому счёту  второго порядка. Все лицевые счета, отражаемые клиентами и отражающие внутрибанковские операции, регистрируются в книге «регистрации открытых лицевых счетов».

При ведении в электронном виде ежедневно рассчитывается ведомость открытых и закрытых счетов за данный день. Не реже одного раза в год на 1 января распечатывается вся регистрация счетов в разрезе балансовых счетов второго порядка.
Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в кредитной организации) представляется распоряжение руководства кредитной организации об открытии счета. В распоряжении указываются владелец счета, номер и дата договора, на основании которого открывается счет.
Записи об открытии и закрытии лицевых счетов вносятся в Книгу регистрации открытых счетов, которая ведется на бумажном носителе, либо, если это предусмотрено учетной политикой кредитной организации, в электронном виде. Книга регистрации открытых счетов содержит следующие данные:
дата открытия счета;
дата и номер договора, в связи с заключением которого открывается счет;
фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование клиента;
вид банковского счета, счета по вкладу (депозиту) либо наименование (цель) счета (если счет открывается на основании договора, отличного от договора банковского счета, вклада (депозита));
номер счета;
порядок и периодичность выдачи выписок из счета;
дата сообщения налоговым органам об открытии банковского счета;
дата закрытия счета;
дата сообщения налоговым органам о закрытии банковского счета;
примечание.

При ведении Книги регистрации открытых счетов на бумажном носителе для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные листы. Книга регистрации открытых счетов до внесения в нее записей об открытии и закрытии лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается, на оборотной стороне последнего листа скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, их замещающими, и хранится у должностного лица, которому предоставлено право ведения книги, в условиях, исключающих несанкционированный доступ. При необходимости кредитная организация может вести на бумажном носителе несколько Книг регистрации открытых счетов с обязательной сквозной нумерацией каждого листа по всем книгам.
Счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и тому подобного, также регистрируются в Книге регистрации открытых счетов.

Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение Книги регистрации открытых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При ведении Книги регистрации открытых счетов в электронном виде должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В электронном виде ежедневно составляются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подписываются аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя. При необходимости ведомости открытых и закрытых счетов ежедневно распечатываются на бумажном носителе. Распечатанные на бумажном носителе ведомости открытых и закрытых счетов подшиваются в отдельное дело, хранятся у главного бухгалтера или его заместителя и по истечении отчетного года сдаются в архив. На протяжении отчетного года должен обеспечиваться программный контроль за соответствием счетов, зарегистрированных в Книге регистрации открытых счетов, и счетов, ведущихся в аппаратно-программных комплексах. На 1 января года, следующего за отчетным, Книга регистрации открытых счетов распечатывается на бумажном носителе, в части действующих по состоянию на 1 января счетов, пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью кредитной организации, подписывается руководителем и главным бухгалтером или их заместителями и сдается в архив. В Книге регистрации открытых счетов, ведущейся в электронном виде, могут сохраняться только данные обо всех действующих по состоянию на 1 января счетах. Возможность распечатывания Книги регистрации открытых счетов (ее отдельных листов) должна обеспечиваться соответствующим программным обеспечением. В течение года Книга регистрации открытых счетов (или ее отдельные листы) может распечатываться по распоряжению руководителя или главного бухгалтера с обязательным указанием даты распечатывания.
Лицевые счета открываются по возрастанию порядковых номеров регистрации по балансовому счёту второго порядка. Лицевые счета клиентов печатаются в двух экземплярах, из которых первый передаётся в бухгалтерию, а второй является выпиской из личного счёта и предназначен для выдачи клиентов. Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Первый экземпляр сшивается и хранится в банке. Второй экземпляр передаётся вместе с приложенными к нему документами, подтверждающими проводки по зачислению или списанию средств.
По суммам проведённым по кредиту лицевого счёта наличие подтверждающей записи документа обязательно.
Аналитический учёт исполненных операций ведётся по карточкам и внебалансовым счетам:
90902 – картотека №1
90903 – картотека №2 (касается клиентов)
90904 – картотека №3 (касается хозяйственных операций).
Карточки ведутся по клиентам, внутри которых расчётные документы располагаются в порядке расчётности платежей.
Учёт документов, находящихся в картотеках, ведётся в ведомостях, лицевых счетах, штафелях, фиксирующих даты движения документов и остатки.
Синтетический бухгалтерский учёт в банках – это обобщающий учёт, служащий для контроля данных аналитического учёта.
Документами синтетического учёта согласно Правила 302-п является ежедневные балансы, ежедневная оборотная ведомость по балансовым и внебалансовым счетам, ОПУ.
Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года;
Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации (ее филиала). Баланс должен отвечать следующим основным требованиям:
составляется по счетам второго порядка;
по каждому счету второго порядка суммы показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счету;
по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;
по ряду активных (пассивных) счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам;
баланс должен быть читаемый, в заголовке указываются текстом: название кредитной организации, дата, на которую составлен баланс, единица измерения; номера и названия разделов, групп счетов первого порядка, счетов первого, второго порядка, по каким счетам выведены промежуточные итоги; итоговая сумма по балансу должна называться "баланс";
в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.
Первичные балансы (кредитной организации без филиалов, каждого филиала) составляются в рублях и копейках, сводные (консолидированные) - в единицах, указанных для составления и представления отчетности.

Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией. Баланс для публикации составляется на основе баланса по счетам второго порядка по форме, утвержденной Банком России;
Отчет о прибылях и убытках ведется нарастающим итогом с начала года. В период составления годового отчета ведутся два регистра отчета о прибылях и убытках: один - по балансовому счету N 706 "Финансовый результат текущего года", второй - по балансовому счету N 707 "Финансовый результат прошлого года". В отчете о прибылях и убытках может быть заполнен только один символ, показывающий финансовый результат деятельности кредитной организации: либо символ 33001 "Неиспользованная прибыль" (символ 31001 минус символ 32101)", либо символ 33002 "Убыток" (символ 31002 плюс символ 32101 либо символ 32101 минус символ 31001)". Ведущийся в электронном виде Отчет о прибылях и убытках распечатывается на бумажном носителе на первое число месяца.
Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются после их рассмотрения руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным подписывать данные документы; главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия.
Ведомость остатков по счетам подписывается после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета. Это должно достигаться устойчивым программным обеспечением, одновременным отражением в ЭВМ, как сказано выше, операций во взаимосвязанных регистрах бухгалтерского учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или по его поручению работник кредитной организации должен сверить:
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам.
О произведенной сверке делается соответствующая запись в балансе перед подписями должностных лиц. Если по поручению главного бухгалтера сверку производил бухгалтерский работник, то он визирует надпись о произведенной сверке.
При выявлении расхождений выясняются причины и принимаются меры к их устранению. Если необходимо сделать исправительные проводки, то они делаются в установленном порядке.
Исправление ошибки совершается в момент ее обнаружения. Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.

Яндекс.Метрика

Просмотров: 403

Оцените заметку:  1 2 3 4 5

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки


Налоги

Право

Финансовый анализ

Аудит

Страховые организации

Банки и кредитные организации

МСФО