Особенности формирования расходов страховой организации по операциям страхования и раскрытие информации о расходах в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации в соответствии с ОСБУ
Расходы страховой организации Виды расходов
В ходе своей деятельности страховщик несет определенные расходы, связанные с предоставлением страховой защиты.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и(или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В зависимости от целей управления страховой организации и составления бухгалтерской отчетности расходы классифицируются по следующим признакам (табл. 29.1):
• по отношению к основной деятельности (связанные со страховыми операциями или не связанные с ними);
• по времени осуществления (последовательности финансирования);
• по целевому назначению (содержанию операций).
По отношению к основной деятельности, согласно ПБУ 10/99, расходы страховой организации подразделяются на следующие виды:
• расходы от обычных видов деятельности;
• расходы от прочей деятельности.
Таблица 1. Классификация расходов страховой компании
Вид расходов
Классификация расходов
по отношению к основной деятельности
по целевому назначению
по времени осуществления
Расходы на ведение дела, в том числе: административно-хозяйственные
Непосредственно не связанные со страхованием
Опосредующие ведение договора
В процессе ведения договора
Комиссионное вознаграждение
Связанные с проведением страховых операций
Подготовка и заключение договора
По заключении договора
Расходы на рекламу
Непосредственно не связанные со страхованием
То же
До заключения договора
Расходы на подготовку бланков
Связанные с проведением страховых операций
То же
То же
Отчисления в страховые резервы
То же
Исполнение договора
В процессе ведения договора
Расходы по перестрахованию
То же
То же
То же
Расходы по инвестициям
Непосредственно не связанные со страхованием
То же
То же
Страховые выплаты
Связанные с проведением страховых операций
То же
При наступлении страхового случая
В свою очередь, расходы от прочей деятельности, так же как и доходы, подразделяются на следующие виды:
• операционные расходы;
• внереализационные расходы;
• чрезвычайные расходы. Расходы, связанные со страховыми операциями
Основной статьей расходов страховой организации, связанных с исполнением договоров страхования и сострахования, являются страховые выплаты (оплаченные убытки). В случаях досрочного прекращения или изменения договоров страхования и сострахования страховая организация несет расходы, связанные с возвращением страхователям страховых премий и выплатой выкупных сумм.
При проведении операций по перестрахованию страховщик несет затраты в виде перечисления взносов по рискам, переданным в перестрахование, возмещения доли убытков по рискам, принятым в перестрахование, уплаты комиссионного вознаграждения и тантьемы.
Следующая по значимости статья расходов – это отчисления в страховые резервы, предназначенные для исполнения обязательств по договорам страхования в будущем. Кроме того, страховая организация образует резервы для финансирования предупредительных мероприятий, на формирование которых также производит отчисления.
Ведение страхового бизнеса сопровождается соответствующими административными расходами. У страховщика они называются расходами на ведение дела. Эта группа расходов составляет значительную долю в общей сумме расходов страховой организации. В составе расходов на ведение дела выделяются затраты, имеющие место на любом другом предприятии, и расходы, отражающие специфику страховой деятельности. К этой группе расходов относятся прежде всего расходы на ведение дела, необходимые для осуществления страховых операций:
• комиссионные и брокерские вознаграждения;
• затраты на оплату труда работников страховой организации, занятых оформлением документации по договорам страхования, и связанные с ними отчисления на социальные нужды;
• амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, используемых при осуществлении операций по договорам страхования;
• оплата услуг экспертов, сюрвейеров, медицинских учреждений;
• оплата услуг по предоставлению статистических данных
Расходы на ведение дел страховой компании, не имеющие непосредственного отношения к страховой деятельности, включаются в состав операционных расходов. К таким расходам относятся:
• административно-управленческие расходы;
• представительские расходы;
• затраты по добровольному страхованию своих работников и имущества;
• расходы по содержанию общехозяйственного персонала;
• амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
• арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
• расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и иных услуг.
Инвестиционная деятельность страховых организаций также сопровождается определенными расходами, не имеющими непосредственного отношения к основной страховой деятельности. Эти расходы являются частью операционных расходов и включают в себя:
• затраты, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
• расходы, связанные с продажей объекта инвестирования и финансовых вложений;
• расходы по управлению инвестициями (содержание структурного подразделения, занятого управлением инвестициями).
Кроме того, к операционным расходам относят:
• вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;
• расходы, связанные с оказанием услуг страхового агента, сюрвейера и аварийного комиссара;
• расходы, понесенные по выставлению регрессивного иска;
• расходы, связанные с продажей основных средств, материальных ценностей и других активов;
• расходы, связанные с привлечением в аренду активов;
• проценты, уплачиваемые организацией за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов);
• причитающиеся к уплате суммы отдельных видов налогов и сборов.
Состав внереализационных и чрезвычайных расходов страховой организации аналогичен их составу в других нестраховых организациях