Вопрос 13. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной активности
Показатели состояния на рынке ценных бумаг (коэффициенты рыночной активности) относятся к одному из разделов комплексной программы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Рассчитываются следующие коэффициенты рыночной активности:
Прибыль на одну акцию - характеризует рыночную активность предприятия. Показатель влияет на рыночную стоимость акций, недостаток его - это неодинаковая стоимость акций в различных компаниях.
Прибыль на одну акцию (доход на акцию) = (Чистая прибыль - Дивиденды по привилегированным акциям) / Число обыкновенных акций
2. Коэффицент капитализации (устойчивости экономического роста) выражает соотношение между балансовой и рыночной стоимостью акций:
3. Ценность акций является соотношением цены акции и чистой прибыли: Кца = Рыночная цена / ЧП на одну акцию.
Этот показатель служит индикатором спроса на акции данной фирмы, так как характеризует интерес инвесторов к акциям предприятия.
4. Балансовая стоимость акции рассчитывается как отношение стоимости чистых активов к числу оплаченных акций КБС = (Стоимость акционерного капитала – стоимость привилегированных акций) / число обыкновенных акций в обращении
5. Рентабельность акций(фактическая норма дивиденда). Дивидендная доходность акции выражается отношением суммы дивиденда, выплачиваемой по акции, к рыночной цене акции: КРА= Дивиденд на одну акцию / Рыночная цена акции.
Показатель характеризует уровень дохода капитала или процент возврата на капитал, вложенный в акции.
6. Дивидендный выход (доля выплаты дивиденда): Кд = Дивиденд на одну акцию / ЧП на одну акцию.
Показатель характеризует, какую долю чистой прибыли предприятие направляет на выплату дивидендов своим акционерам.
В процессе анализа исследуются показатели рыночной активности в динамике (темпы роста или снижения) и в сравнении с показателями конкурентов. Резервы роста общей суммы выплаченных дивидендов позволяют выявить факторный анализ ее изменения: уровень дивиденда на одну акцию, количество проданных акций. На уровень дивиденда влияют внешние и внутренние факторы: колебания спроса ипредложения (внешний фактор); факторы формирования чистой прибыли; величина заемного капитала; политика распределения прибыли и т.д. Влияние факторов оценивается методом цепных подстановок или интегральным методом.