Вопрос 3. Порядок оформления результатов налоговых проверок и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки; исполнение решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения
3.1. Документальное оформление
По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В акте налоговой проверки указываются:
дата акта налоговой проверки (= дата подписания проверяющими);
полное и сокращенное наименования либо ФИО проверяемого лица;
ФИО лиц, проводивших проверку, должности, наименование налогового органа, который они представляют;
дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
период, за который проведена проверка;
наименование налога, в отношении которого проводилась проверка;
даты начала и окончания налоговой проверки;
адрес места нахождения организации / места жительства ФЛ;
сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки/запись об их отсутствии;
выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, если им предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные ФЛ, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
3.2. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 100, 101)
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности указываются:
обстоятельства допущенного правонарушения;
документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;
доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту;
результаты проверки этих доводов,
решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК и применяемые меры ответственности.
срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать решение
порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)
наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
3.3. Процедура исполнения решения налогового органа о привлечении плательщика к ответственности (ст. 45, 46, 76)
Налогоплательщик обязан исполнить вступившее в силу решение налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности). Решение о привлечении к ответственности может предусматривать обязанность уплаты налогоплательщиком:
недоимки;
пеней;
штрафа.
Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности может обязывать налогоплательщика уплатить:
недоимку;
пени.
Помимо этого в решении могут содержаться требования о внесении исправлений в бухгалтерские и налоговые документы.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения его к ответственности за налоговое правонарушение.
Налогоплательщик обязан исполнить требование об уплате налога в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный период времени не указан в требовании Требование об уплате налогов может быть передано налогоплательщику одним из следующих способов:
лично под расписку руководителю организации или ее представителю;
направлено по почте заказным письмом;
передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате считается исполненным с момента предъявления в банк соответствующего платежного поручения при условии, что остаток на счете позволяет осуществить платеж. Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налога (пеней), применяется механизм принудительного взыскания с него денежных средства.
Чтобы налогоплательщик имел возможность исполнить принятое налоговым органом решение о привлечении/отказе в привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа (его заместитель) может принять обеспечительные меры.
Такие меры принимаются, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. К обеспечительным мерам относятся:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который применяется последовательно в отношении:
недвижимого имущества, в т.ч. не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
ТС, ц/б, предметов дизайна служебных помещений;
иного имущества, за исключением ГП, сырья и материалов;
ГП, сырья и материалов.
Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате;
2) приостановление операций по счетам в банке.
Указанная обеспечительная мера может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и если его совокупная стоимость по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Приостановление операций по счету не распространяется:
на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
операции по списанию ДС в счет уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.