Операционный рычаг: понятие, оценка уровня операционного рычага
Автор: Светлана
Дата: 2018-04-22 Переход на главную
Вопрос 10. Операционный рычаг: понятие, оценка уровня операционного рычага
Операционный рычаг представляет собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, расходами производственного характера и прибылью до выплаты процентов и налогов. Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:
Рц = Выручка/Прибыль от продаж
Учитывая, что Выручка = Приб. + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:
Рц = (Приб. + Зпер + Зпост)/Приб. = 1 + Зпер/Приб. + Зпост/Приб.
Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле:
Рн = (Выр.-Зпер)/Приб. = (Приб. + Зпост)/Приб. = 1 + Зпост/Приб.
Сила (уровень) воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага, уровень производственного левериджа) определяется отношением маржинального дохода к прибыли:
ЭПР = Маржинальный доход / Прибыль от продаж
Т.о. операционный рычаг показывает на сколько процентов изменяется балансовая прибыль предприятия при изменении выручки на 1 процент.
Операционный рычаг свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия: чем больше игла воздействия производственного рычага, тем выше степень предпринимательского риска.
Эффект операционного рычага свидетельствует о возможности снижения себестоимости за счет постоянных расходов, а значит, и о повышении прибыли при увеличении объема продаж. Таким образом, рост объема продаж есть важный фактор снижения себестоимости и повышения прибыли.
Начиная с точки безубыточности рост объема продаж приводит к значительному увеличению прибыли, так как оно начинается с нулевого уровня. Последующий рост продаж увеличивает прибыль в меньшей степени по сравнению с предыдущим уровнем. Эффект операционного рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с уровнем критической точки, так как база, с которой сравнивается увеличение прибыли, постепенно становится больше. Операционный рычаг действует в обоих направлениях - как при увеличении, так и при снижении объема продаж. Следовательно, предприятие, работающее в непосредственной близости от критической точки, будет иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков при заданном изменении объема продаж.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 1628
|