Вопрос 16. Коэффициентный анализ как экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей. Наиболее важные группы финансовых показателей:
Показатели ликвидности.
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности.
Показатели рентабельности.
Показатели оборачиваемости (деловой активности).
Показатели рыночной активности
При анализе финансовых коэффициентов необходимо иметь в виду следующие моменты:
на величину финансовых коэффициентов оказывает большое влияние учетная политика предприятия;
диверсификация деятельности затрудняет сравнительный анализ коэффициентов по отраслям, поскольку нормативные значения могут существенно варьироваться для различных отраслей деятельности;
нормативные коэффициенты, выбранные в качестве базы для сравнения, могут не быть оптимальными и не соответствовать краткосрочным задачам рассматриваемого периода.
Коэффициентный анализ является наиболее распространенным и общедоступным методом как внутреннего, так и внешнего анализа. Финансовые коэффициенты — относительные показатели. Анализ финансовых коэффициентов обычно заключается в изучении их динамики в конкретной фирме и в межфирменных сравнениях. Этому анализу присущи те же недостатки, которые присущи и трендовому анализу, однако считается, что использование коэффициентов все же целесообразно, так как анализ не абсолютных значений финансовой отчетности, а отношений ее отдельных статей позволяет несколько нивелировать опасность получения ошибочного тренда.
К межфирменным сравнениям также следует подходить с достаточной осторожностью из-за различий в учетной политике, невозможности учета специфики компаний из-за «закрытости» их информации. В настоящее время наиболее распространено сравнение с некими обобщенными ориентирами, так называемыми «нормальными значениями коэффициентов», однако они пришли к нам из западной практики и не адаптированы к российским условиям, не учитывают различий между отраслями развивающимися, находящимися в стадии экономической зрелости, «на закате» и т.д.
Достаточно часто встречается сравнение с отраслевыми нормативами, их используют многие банки, однако обоснованность самих нормативов вызывает сомнение. Если в развитых странах основные пропорции сложились десятилетия назад, существует постоянный мониторинг всех изменений, то в России рыночная структура активов и пассивов предприятия находится в стадии становления, мониторинг в полном объеме не ведется. Кроме того, даже неконфиденциальную информацию предприятия предпочитают не предоставлять.