Вопрос 2. Финансовый анализ: сущность, цели, методы
Финансовый анализ – метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчётности, а также способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Содержание и основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности предприятия с помощи рациональной финансовой политики.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Основная задача финансового анализа состоит в изучении результатов хозяйственной деятельности предприятия, выявлении и оценке факторов и условий, воздействующих на результаты, и принятии соответствующих управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятия.
Таким образом, финансовый анализ можно определить как способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий цель:
оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;
выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
В настоящее время выделяют шесть методов финансового анализа:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (например, сезонных, циклических колебаний). С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляется прогнозный анализ;
анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями одной или разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный) анализ - сравнение показателей отчетности внутри предприятия (фирмы) по структурным подразделениям, а также сравнение показателей данного предприятия (фирмы) с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью соответствующих приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.