6. Налоговые органы: структура и функции. Права и обязанности налоговых органов
В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы на региональном и местном уровнях. Федеральная налоговая служба (ФНС) обязана следить за соблюдением налогового законодательства, своевременным и полным исчислением и уплатой налогов.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Федеральная налоговая служба осуществляет, свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями ионными организациями.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы управления (инспекции) Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы, инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее именуются — налоговые органы) являются единой централизованной системой налоговых органов.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Для осуществления эффективного налогового контроля налоговые органы обладают достаточно широкими, но жестко очерченными правами и полномочиями.
Прежде всего налоговые органы имеют возможность:
осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению;
контролировать правильность исчисления и уплаты налогов;
получать необходимую информацию и проверять ее у себя или с выездом к налогоплательщику.
Таким образом, основное право налоговых органов — проверка налогоплательщика.
Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков документы по формам, установленным законодательством, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Проверяя налогоплательщика, налоговые органы имеют право производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
При обнаружении признаков правонарушений или уголовных преступлений налоговые органы могут осматривать или обследовать объекты налогообложения (производственные, складские, торговые и иные помещения и территории), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Если налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) объектов налогообложения, либо у него отсутствует (ведется с серьезными нарушениями) учет доходов и расходов или объектов налогообложения, что не позволяет точно исчислить налоги, то налоговые органы вправе самостоятельно определить налогоплательщику подлежащие уплате суммы налога.
В случае выявления в ходе проверок нарушений со стороны налогоплательщика налоговые органы вправе не только требовать устранения этих нарушений, но и контролировать выполнение указанных требований.
При наличии у налогоплательщика неисполненных обязанностей по уплате налогов налоговый орган взыскивает недоимки по налогам и сборам, а также пеню за просрочку платежей в бюджет.
Налоговый орган может принудительно взыскать неуплаченные суммы налога в соответствии с действующим законодательством путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в соответствующих банках, либо взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.
Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию — пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах (п. 7 в ред. Федерального закона от 04.11.05 г. № 137-ФЗ).
Если налогоплательщик не выполняет свои обязанности по уплате налогов, то налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании налога и штрафа.
За налоговыми органами НК РФ оставляет определенные права в части контроля за правильностью применения цен по совершаемым налоговым сделкам. Обязанности налоговых органов:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах и других нормативно-правовых актах, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
соблюдать налоговую тайну;
направлять налогоплательщику (его представителю) копию акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора.
Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщику (их представителям) и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.
С 1 января 2004 г. вновь создаваемой организации при обращении в регистрирующий орган — территориальное подразделение налогового органа — достаточно представить заявление о ее государственной регистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Федеральным законом № 129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше не нужно.
В настоящее время поставить организацию на учет в качестве налогоплательщика — это обязанность самих налоговых органов. В новой редакции п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.
В подтверждение постановки на налоговый учет вновь созданным организациям выдается свидетельство о постановке на налоговый учет.
Ранее организации сами подавали заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.
Теперь постановка на налоговый учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств производится налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которые ему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).
Срок постановки на учет — пять дней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет. Формы и порядок выдачи свидетельств должно утверждать Министерство финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 84 НК РФ ч. I в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»).