Налог на прибыль

НДС

Прочие

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Авансовые отчеты

Готовая продукция и товары

Пособие по временной нетрудоспособности

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

Расходы будущих периодов

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Дивиденды | Комиссия банка при снятии | Депозиты

Резерв по сомнительным долгам

Организация бухгалтерского учета на предприятиях

Как пройти камералку по правилам статьи 54.1 НК РФ

Капитал

Учет использования прибыли

Учет финансовых результатов

2018-11

2018-10

2018-09

2018-08

2018-07

2018-06

2018-05

2018-04

2018-03

2018-02

2018-01

2017-12

2017-11

2017-10

2017-09

2017-08

2017-07

2017-06

2017-05

2017-04

Изучаем налогообложение

Секретный раздел

Поисковый запрос не может быть менее 4-х символов.

Заметок в базе: 886
Комментариев: 136

Нематериальные активы и их классификация

Автор: Методический материал

Дата: 2018-09-25

Переход на главную

Нематериальные активы и их классификация

К нематериальным активам относятся объекты, которые не имеют материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода.
В зависимости от своего назначения и функций выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные активы подразделяются на 3 основных группы:

  1. интеллектуальная собственность;

  2. имущественные права;

  3. отложенные затраты.

Гражданский кодекс РФ дает определение интеллектуальной собственности: «...это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации либо самого физического лица, либо юридического лица, либо выполнение работ или услуг.»
Интеллектуальная собственность не является разновидностью права собственности. В случае интеллектуальной собственности это отношение связано с использованием и защитой результатов духовной деятельности. В каждой стране существуют законодательства, которые определяют круг охраняемых государством объектов интеллектуальной собственности и определяют условия этой охраны. В Российской Федерации к основным законодательным актам относятся:

  1. патентный закон РФ;

  2. закон о товарных знаках;

  3. закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;

  4. закон об авторских правах.

В зависимости от результатов выделяют две группы прав:

  1. Права, относящиеся к промышленной собственности;

  2. Права, относящиеся к науке, литературе и искусству.

Промышленная собственность – это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в производстве: изобретения, модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования. На свои изобретения изобретатель получает документ, который называется патент и он является охранным документом патентообладателя. Если предприятие заинтересовано в использовании новшеств, оно заключает договор о выдаче лицензии или полной уступке прав.
Промышленный образец – это художественное, конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Товарный знак – применяется для обозначения различных товаров и граждан. С его помощью достигается индивидуализация товара. Для полной охраны товарного знака требуется его регистрация в Роспатенте, а документом является «свидетельство на товарный знак».
Охрана программ для ЭВМ и баз данных осуществляется средствами авторского права.
К имущественным правам относятся организационные работы, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационные работы при образовании предприятия, организационные расходы в ходе деятельности предприятия.
В западной методологии используется элемент нематериальных активов как цена фирмы, или деловая репутация фирмы. Это стоимостная категория, которая характеризует разницу между стоимостью фирмы и стоимостью ее активов.
В Российской Федерации репутация фирмы равна разнице между покупной стоимостью имущества и оценивающей стоимостью.

Товарный знак – обозначение, служащее для того, чтобы идентифицировать товары (услуги) компании и отличить их от аналогичных товаров или услуг других организаций.
Товарный знак может быть разработан:
– в виде логотипа или изображения;
– в виде слова или словосочетания;
– в комбинированной форме.
Товарный знак компания может приобрести или разработать самостоятельно.
При этом у нее появляются права на этот знак. Такие права могут быть исключительными или неисключительными.
Обладая исключительными правами, компания становится единственной, кто может использовать товарный знак. В этом случае она считается правообладателем. Исключительное право компании на товарный знак подтверждается свидетельством или договором об отчуждении исключительных прав.
Неисключительные права дают компании возможность использовать знак с разрешения правообладателя. Неисключительные права на использование товарного знака подтверждаются лицензией, выданной на основании лицензионного договора.

Права на товарный знак

Исключительные права на товарный знак

использует только правообладатель - Свидетельство / Договор об отчуждении исключительных прав

 

Неисключительные права на товарный знак

использует с разрешения правообладателя - Лицензионный договор (лицензия)

Как исключительные, так и неисключительные права на товарный знак должны быть зарегистрированы. Порядок регистрации зависит от того, какие права у компании на товарный знак и как она их получила.

Регистрация прав
Если компания разработала товарный знак самостоятельно, она может зарегистрировать на него исключительные права. Для этого нужно подать заявку в Роспатент. Если исключительные права на знак будут признаны за компанией, Роспатент выдаст ей соответствующее свидетельство как компании правообладателю.Если компания приобретает исключительное право на товарный знак у другой организации, между ними заключается договор об отчуждении исключительных прав. В этом случае компания становится правообладателем только после регистрации этого договора в Роспатенте.

Если компания получает неисключительное право на товарный знак, она заключает с правообладателем лицензионный договор. Этот договор также должен быть зарегистрирован в Роспатенте. На основании такого договора правообладатель выдает компании лицензию на использование товарного знака.

Бухгалтерский учет исключительных прав
В бухучете права на товарный знак учитывают в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются условия:
1) компания обладает исключительными правами на товарный знак;
2) исключительные права на товарный знак могут быть идентифицированы (отделены от других активов компании), а их стоимость может быть достоверно определена;
3) использование товарного знака способно принести компании экономические выгоды в будущем;
4) срок использования товарного знака превышает 12 месяцев;
5) компания не предполагает дальнейшую переуступку исключительных прав на товарный знак, по крайней мере в течение 12 месяцев.

Покупка исключительных прав
Товарный знак, исключительные права на который приобрела компания, принимают на учет по первоначальной стоимости.

В первоначальную стоимость товарного знака включают:
– сумму, уплаченную по договору правообладателю;
– пошлину, уплаченную за регистрацию исключительных прав в Роспатенте;
– прочие расходы, связанные с приобретением исключитель ных прав на товарный знак (например, стоимость информационных и консультационных услуг, посреднические вознаграждения и т. п.).
Затраты, связанные с приобретением исключительных прав на товарный знак, собирают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельном субсчете.
ДЕБЕТ 08
КРЕДИТ 60 (76)
– отражена сумма, уплаченная правообладателю;
ДЕБЕТ 08
КРЕДИТ 60 (76)
– отражены прочие затраты, связанные с приобретением исключительных прав на товарный знак (в том числе регистрационная пошлина).
Затем все затраты, собранные на счете 08, переносят в дебет счета 04 «Нематериальные активы».
ДЕБЕТ 04
КРЕДИТ 08
– исключительные права на товарный знак учтены как нематериальный актив.
Товарный знак создан самостоятельно
В первоначальную стоимость товарного знака, созданного компаний самостоятельно, включают все расходы, связанные с его разработкой, а именно:

– затраты на оплату услуг и работ сторонних компаний;
– зарплату сотрудников, непосредственно участвовавших в разработке;
– взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
– расходы на содержание имущества, используемого при создании товарного знака;
– пошлину, уплаченную за регистрацию исключительных прав в Роспатенте.
Все затраты, связанные с разработкой и созданием товарного знака, собирают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
ДЕБЕТ 08
КРЕДИТ 60 (26, 70, 69, 76...)
– отражены затраты, связанные с разработкой и созданием товарного знака.
Затем все затраты, собранные на счете 08, переносят в дебет счета 04 «Нематериальные активы».
ДЕБЕТ 04
КРЕДИТ 08
– исключительные права на товарный знак учтены как нематериальный актив.
Вклад в уставный капитал
В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью исключительных прав на товарный знак, полученных в качестве вклада в уставный капитал, признают их денежную оценку, согласованную учредителями. Эта оценка не должна быть больше рыночной стоимости товарного знака. В некоторых случаях, чтобы определить стоимость товарного знака, полученного в качестве вклада в уставный капитал, потребуется независимый оценщик. Это обязательно:
– в акционерном обществе;
– в обществе с ограниченной ответственностью, если доля участника в уставном капитале, которая оплачивается нематериальным активом, превышает 20 000 руб.
В первоначальную стоимость товарного знака, полученного в качестве вклада в уставный капитал, могут быть также включены и сопутствующие расходы, например:
– пошлина, уплаченная за регистрацию исключительных прав в Роспатенте;
– прочие расходы, связанные с приобретением исключительных прав на товарный знак (например, стоимость информационных и консультационных услуг, посреднические вознаграждения и т. п.).
Стоимость товарного знака, полученного в качестве вклада в уставный капитал, отражают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».
ДЕБЕТ 08
КРЕДИТ 75-1
– отражена стоимость исключительных прав на товарный знак, полученных в качестве вклада в уставный капитал.
Затем все затраты, собранные на счете 08, переносят в дебет счета 04 «Нематериальные активы».
ДЕБЕТ 04
КРЕДИТ 08
– исключительные права на товарный знак учтены как нематериальный актив.

Списание стоимости
Амортизацию начинают начислять с месяца, следующего за тем, в котором товарный знак был принят к учету.Прекращают начисление амортизации с месяца, следующего за тем, в котором товарный знак был списан с баланса или полностью самортизирован. Исключительные права на товарный знак могут быть переданы другой компании по договору об отчуждении исключительного права.

Переуступка прав
Сумму амортизационных отчислений, начисленных за период использования товарного знака, спишите со счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в кредит счета 04 «Нематериальные активы».
ДЕБЕТ 05
КРЕДИТ 04
– списана амортизация, начисленная за период использования товарного знака.
В результате сальдо на счете 04 будет отражать остаточную стоимость переуступленных исключительных прав на товарный знак.
Остаточную стоимость переуступленных исключительных прав на товарный знак включите в состав прочих расходов.
ДЕБЕТ 91-2
КРЕДИТ 04
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость переуступленных исключительных прав на товарный знак.
Договорную стоимость переданного приобретателю товарного знака признают прочим доходом на дату регистрации договора об отчуждении исключительного права.
ДЕБЕТ 62 (76)
КРЕДИТ 91-1
– отражен прочий доход от переуступки исключительных прав на товарный знак;
ДЕБЕТ 91-2
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС к уплате в бюджет (если компания-правообладатель
является плательщиком этого налога).

Стоимость товарного знака, который выбывает или не способен приносить компании экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Списание стоимости товарного знака до окончания срока его действия
Сумму амортизационных отчислений, начисленных за период использования товарного знака, спишите со счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в кредит счета 04
«Нематериальные активы».
ДЕБЕТ 05
КРЕДИТ 04
– списана амортизация, начисленная за период использования товарного знака.
В результате сальдо на счете 04 будет отражать остаточную стоимость переуступленных исключительных прав на товарный знак.

Остаточную стоимость исключительных прав на товарный знак включите в состав прочих расходов. ДЕБЕТ 91-2
КРЕДИТ 04 – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость исключительных прав на товарный знак, который больше не используется компанией.
Компания может получить неисключительные права на использование товарного знака (на основании лицензионного договора). В этом случае исключительные права на товарный знак остаются у правообладателя.
Покупка неисключительных прав
Расходы, связанные с получением товарного знака в пользование, отражают в составе:
– расходов будущих периодов, если за право использовать товарный знак компания единовременно выплачивает правообладателю фиксированную сумму;
– текущих расходов, если за право использовать товарный знак компания перечисляет правообладателю периодические платежи.
В бухучете неисключительные права на использование товарного знака учитывайте за балансом. План счетов не предусматривает отдельного счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование. Поэтому компания может самостоятельно открыть соответствующий забалансовый счет.
Например, счет 012 «Нематериальные активы, полученные
в пользование».
ДЕБЕТ 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»
– учтена стоимость неисключительных прав на использование товарного знака, полученных на основании лицензионного договора.

Смотрите также по теме:

Анализ состава, структуры нематериальных активов

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

Раскрытие информации о нематериальных активах в финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Признание и первоначальная оценка нематериального актива в соответствии с МСФО: критерии признания и их применение к нематериальным активам

Просмотров: 30

Оцените заметку:  1 2 3 4 5

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Введите сумму чисел с картинки

Налоги

Право

Финансовый анализ

Аудит

Страховые организации

Банки и кредитные организации

МСФО



Бухгалтерский учет