Вопрос 4. Бюджет (смета) продаж и бюджет производства: общая характеристика и взаимосвязь
Бюджет продаж показывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.
Данная смета составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном отношении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж включает в себя информацию о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и ожидаемую цену единицы товара. Эти данные классифицируются по регионам и (или) по существующим представительствам предприятия.
В разработке сметы продаж главную задачу выполняет маркетинг - система мероприятий по комплексному анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, рационализации продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя.
Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и (или) представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принимать меры по улучшению положения. Производственный бюджет показывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода.
Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении определяется следующим образом: Сметный объем производства в натуральном выражении = Ожидаемый объем продаж + Необходимая величина запасов готовой продукции на конец года – Запасы готовой продукции на начало года.
Иными словами, необходимо учитывать объем продаж, производственные мощности, увеличение пли уменьшение запасов готовой продукции на планируемый период.
Объемы производства должны быть тесно увязаны со сметой продаж, что гарантирует сбалансированность производства и продаж в течение года.