Государственная власть. Принцип разделения властей в РФ. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в РФ
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-12 Переход на главную
Государственная власть. Принцип разделения властей в РФ. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в РФ
Государственная власть - система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль.
В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции.
Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью.
Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными.
Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства:
назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы);
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства);
назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль.
Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан.
Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125).
Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична.
Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна.
Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 1340
|