Условия проведения и особенности правового регулирования реорганизации юридического лица
Автор: Методический материал
Дата: 2019-08-09 Переход на главную
Условия проведения и особенности правового регулирования реорганизации юридического лица
Под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленную законодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства.
Реорганизация сегодня представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.
Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования.
При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).
Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.
Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица.
Реорганизация может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянии два (или более) юридических лица прекращают существование - и возникает одно новое.
В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает существование и вливается со своим активом и пассивом в состав другого (к которому происходит присоединение).
При слиянии и присоединении актив и пассив прекративших существование юридических лиц переходят по передаточному акту к той организации, в рамках которой они оказались после присоединения или слияния.
В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое прекращает существование - и на его месте возникают два (или более).
Применительно к преобразованию в п. 5 ст. 58 ГК использованы два неравнозначных понятия: «преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида» и «изменение организационно-правовой формы». Первое понятие шире и представляется более удачным.
При преобразовании все активы и пассивы, права и обязанности юридических лиц сохраняются в прежнем состоянии.
Реорганизация юридических лиц в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а преобразованное - прекратившим свое существование).
С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность договорных и хозяйственных связей;
максимально гарантируются права кредиторов;
отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов;
сокращаются временные издержки, и производительный капитал остается целостным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства.
Реорганизация юридических лиц:
В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного технического, организационного и финансового эффекта.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определен гл. V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственное или муниципальное унитарное предприятие в процессе приватизации может быть преобразовано в открытое акционерное общество.
Говоря о преобразовании коммерческих организаций в некоммерческие необходимо заметить, что согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.
Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Преобразование некоммерческих организаций в коммерческие организации допускается в случаях преобразования объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество или общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 443
|