Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете»
Основные отличия:
Отсутствие задач бухучета;
Наличие целей бухучета: установление единых требований в бухучете, в т. ч. в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухучета.
Появилось понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности – отождествление с законом «Об аудиторской деятельности».
Другое определение бухгалтерского учета – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом в соответствии с требованиями, установленными законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отличается и уточняется сфера деятельности закона. Его сфера действия распространяется на следующих лиц (экономические субъекты):
Коммерческие и некоммерческие организации;
Государственные органы, органы местного самоуправления…;
Центральный банк;
Индивидуальные предприниматели;
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
Нотариусы;
Филиалы, представительства, находящиеся на территории России и созданные по
законодательству иностранных государств, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Дается определение отдельных понятий, в частности,
Бухгалтерская (финансовая) отчетность;
Уполномоченный федеральный орган;
План счетов бухгалтерского учета (такой же, как и в предыдущем законе);
Факт хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством, т.е. находятся на упрощенной системе налогообложения.
Ведение бухучета и хранение документов бухучета организуется руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого предприятия, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В кредитной организации (банке) – только главный бухгалтер. Если речь идет о малом и среднем предприятиях, там бухучет может вести сам руководитель.
В законе приводятся нормы реагирования главного бухгалтера на распоряжение руководителя, противоречащие действующему законодательству. Если возникает разногласия в отношении ведения бухучета между руководителем и главным бухгалтером, они разрешаются следующим образом:
Данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.
Объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность этой информации.
В законе, в отличие от действующего, не приведены случаи обязательного приведения инвентаризации (активы и обязательства подлежат инвентаризации).
Приводятся общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Имеется специальная статья, обязывающая предприятия организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Специальная глава закона дана в отношении регулирования бухгалтерского учета.
Основными документами в области регулирования бухгалтерского учета являются:
Федеральные стандарты (ПБУ);
Отраслевые стандарты (Учет в торговле, строительстве);
Рекомендации в области бухгалтерского учета;
Стандарты экономического субъекта.
Регулирование бухучета осуществляется государственными органами в лице МинФина и ЦБ РФ и саморегулируемыми организациями бухгалтеров и другими заинтересованными саморегулируемыми организациями. Например, СРО предпринимателей, аудиторов и т. д.