МСФО и Директивы Европейского сообщества (ЕС) в условиях становления глобальной мировой экономики. Основные положения МСФО
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-31 Переход на главную
МСФО и Директивы Европейского сообщества (ЕС) в условиях становления глобальной мировой экономики. Основные положения МСФО
Международные стандарты предусматривают многовариантность подходов к решению учетных проблем.
Они постоянно дорабатываются, изменяются, принимаются новые.
Работа по унификации подходов к финансовому учету ведется не только на международном, но и на региональном уровне.
Разработкой принципов учета и отчетности в странах-участниках Европейского сообщества (ЕС) занимается Комиссия Европейского сообщества (КЕС) и, в частности, Комиссия по бухгалтерскому учету ЕС.
КЕС разрабатывает юридические документы по вопросам учета, называемые «Директивами».
Их выполнение после включения в национальное законодательство обязательно для всех фирм стран-участников ЕС.
Директивы по вопросам учета сначала вырабатываются Комиссией с привлечением экспертов и специалистов в области бухгалтерского учета из Федерации Европейских экспертов-экономистов.
Затем они рассматриваются Экономическим и социальным комитетом и принимаются совместно Советом и Европейским парламентом.
Странам-участникам ЕС предоставляется определенный для включения Директив в свое законодательство.
В случае отказа Комиссия обращается в Европейский суд с иском к стране-участнице.
Суд может привлечь страну к ответственности за невыполнение обязательств, договором ЕС.
Директивы предусматривают унификацию форм отчетности и правил их аудирования, принципы составления консо- лидированной отчетности, квалификационные требования к аудиторам и взаимное признание дипломов аудиторсв в стра- нах ЕС, ежегодную финансовую и консолидированную отчетность банков и других финансовых организаций, требования к отчетности учреждений, глав- ные конторы которых находятся вне стран ЕС.
Обязательными для исполнения всеми европейскими компаниями являются 4, 7 и 8 Директивы ЕС по бухгалтерскому учету, предусматривающие унификацию форм отчетности и правил ее аудирования, принципы составления консолидированной отчетности.
Директива «О принципах годовой отчетности компаний с ограниченной ответственностью» (№ 4 от 25 июля 1978 г.) устанавливает основы финансового учета в странах ЕС.
Она содержит вопросы подготовки годового отчета, скоординированные схемы баланса, доходов и расходов, методы оценки стоимости активов и другие.
Страны-участницы могут освобождать мелкие и средние компании от определенных обязательств, предусмотренных Директивой.
Директива «О консолидированной отчетности» (№ 7 от июля 1983 г.) рассматривает вопросы подготовки, составления, публикации и ревизии консолидированной отчетности.
Условия подготовки этих отчетов основаны на принципе государственного контроля, но страны-участницы иногда объединяются при наличии фактического контроля, осуществляемого большинством акционеров.
В Директиве «О назначении лиц, ответственных за проведение обязательных ревизий финансовых документов» (№ 8 от 10 апреля 1984 г.) излагаются квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам, подчеркивается необходимость назначения на эту работу высококвалифицированных специалистов в данной области во всех странах-участницах ЕС.
Вопросы взаимного признания полномочий ревизоров рассматриваются Директивой, принятой в декабре 1988 г.
Региональные организации по унификации учетных систем с соблюдением разрабатываемых ими стандартов имеются в Африке, Южной Америке, в странах тихоокеанского региона. Это Всеамериканская ассоциация учета (21 государство Северной и Южной Америки), Африканский совет по бухгалтерскому учету (27 стран Африки), Федерация бухгалтеров стран АСЕАН (5 стран), Ассоциация бухгалтеров стран Азии и Тихоокеанского региона (20 стран). К региональным относится и Координационный совет по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.
Важнейшие проблемы в международной практике стандартизации учета и отчетности на современном этапе на всех ее уровнях:
методы учета инфляции (изменения общего уровня цен); © приемы и политика трансфертных цен; о система перевода иностранных валют;
методы учета валютных рисков и сделок в иностранной
валюте;
налогообложение заграничных дочерних компаний; налоговые системы, освобождающие от двойного налогообложения.
Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.
Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта.
Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).
Принципы подготовки и составления финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа.
Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций.
Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.
В соответствии с Принципами "цели финансовой отчётности состоят в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.
Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений". К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.
Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности.
Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.
Основные допущения МСФО:
-
Метод начисления (accrual basis)
-
Непрерывность деятельности (going concern)
Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов.
Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли.
Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия.
Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.
Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем.
А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов.
В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 1581
|