Организация и роль управленческого учета на предприятии
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-31 Переход на главную
Организация и роль управленческого учета на предприятии
Управленческий учет на предприятии целесообразно организовать по центрам ответственности.
Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты.
Можно считать, что центр затрат – это самое мелкое подразделение, а остальные центры ответственности состоят из центров затрат.
В соответствии с классификацией затрат центры затрат можно разбить на центры регулируемых затрат и центры частично регулируемых затрат.
Центр выручки – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку.
Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль.
Центр прибыли может, в свою очередь, состоять из нескольких центров затрат.
Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает за капиталовложения.
Проблемы, решаемые центрами инвестиций, решаются обычно на уровне высшего руководства экономического субъекта.
Каждый тип центра ответственности нуждается в определенном наборе учетных данных для эффективной деятельности.
Именно поэтому увязка организации управленческого учета со структурой предприятия по центрам ответственности является оптимальной.
В управленческом учете используется несколько методов калькулирования, с помощью которых формируется себестоимость единицы выпускаемой продукции.
Среди них позаказный, попередельный, попроцессный методы, а также методы «директ-костинг» и «стандарт-кост».
«Директ-костинг» представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, основанную на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.
Постоянные производственные и накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли.
Преимуществом такой системы становится возможность лучше контролировать затраты и выявлять предельные (маржинальные) издержки на выпуск каждой дополнительной единицы продукции.
Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете:
• в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;
• на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета;
• методы финансового учета применяются и в управленческом учете;
• оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов.
Следовательно, во избежание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.
Взаимодействие управленческого и бухгалтерского учета достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учете, взаимопроникновения методов или их элементов, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектировании или совершенствовании систем автоматизированного управления производством.
Несмотря на то, что в каждом из видов учета присутствуют свои особенности, они имеют общие характеристики в принципах построения, применяемых методах и, что самое главное, в управленческом и финансовом учете в процессе текущего управления производством в качестве единых объектов выступают средства труда и сам труд, т. е. материальные и трудовые ресурсы.
Оба вида учета играли и играют регулирующую роль и несут в себе элементы такой системы, которая предусматривает прямые и обратные связи при выполнении функций наблюдения, измерения различных характеристик производства или его отдельных частей, обработки информации по данным первичной документации.
Подтверждением тому служит движение отчетной документации между подразделениями и службами предприятия и бухгалтерией.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 351
|