Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. Нормативная база. Порядок проведения на предприятии
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-31 Переход на главную
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. Нормативная база. Порядок проведения на предприятии
Согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ проведение инвентаризации в организациях обязательно как минимум перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет).
Процедура эта непростая, трудоемкая, но необходимая как для самой организации, так и для ее собственников.
Целями инвентаризации, согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации, являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами.
Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.
Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации.
Согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации под имуществом организации понимаются:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- производственные запасы;
- готовая продукция;
- товары и прочие запасы;
- денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимаются:
- кредиторская задолженность;
- кредиты банков;
- займы;
- резервы.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (дата, перечень имущества и обязательств) устанавливается руководителем организации (кроме случаев с обязательной инвентаризацией).
Необходимо правильно провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, для этого процесс инвентаризации делится на этапы.
Формирование инвентаризационной комиссии
Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, состав которой утверждается руководителем организации вприказе о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, инженеры, экономисты, техники и т.п. специалисты.
Кроме того в состав комиссии можно включать представителей независимых аудиторских организаций. Примите во внимание, что при проведении инвентаризации обязательно присутствие всех членов комиссии.
Определить круг ответственных лиц и подготовить учетные документы
До начала проверки фактического наличия имущества и обязательств требуется определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом и обязательствами.
Кроме того, необходимо подготовить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, которые должны служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Инвентаризация имущества и обязательств
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:
- инвентаризация основных средств;
- инвентаризация нематериальных активов;
- инвентаризация финансовых вложений;
- инвентаризация товарно-материальных ценностей;
- инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов;
- инвентаризация животных и молодняка животных;
- инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
- инвентаризация расчетов;
- инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.
Оформление первичных документов по результатам инвентаризации
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.
Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах.
На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества.
В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях.
Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26.
Отражение результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета
Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
Согласно п. 28 данного положения, выявленные излишки и недостачи необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 696
|