Аудит готовой, отгруженной и реализованной продукции
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-30 Переход на главную
Аудит готовой, отгруженной и реализованной продукции
Цель аудита готовой продукции и ее реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации себестоимости реализованной продукции.
Основными задачами аудита готовой продукции и ее реализации являются:
- подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта оценки готовой продукции;
- подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- установление полноты оприходования готовой продукции;
- подтверждение объемов реализованной продукции и себестоимости реализованной (отгруженной) продукции.
При аудите готовой продукции и ее реализации проверяется, правильно ли зафиксирован метод оценки готовой продукции в учетной политике организации.
Если готовая продукция оценивается по фактической производственной себестоимости, то себестоимость каждого изделия, вида работ определяется по мере их завершения;
если по нормативной (плановой) себестоимости, то по окончании месяца выявляются отклонения фактической себестоимости от нормативной(плановой), которые в аналитическом учете отражаются обособленно.
Если готовая продукция оценивается по продажным (договорным) ценам (разновидность метода нормативной себестоимости), то по окончании отчетного периода исчисляется разница между стоимостью продукции (работ, услуг) по продажным ценам (тарифам) и ее фактической себестоимостью, которая, каки отклонения при предыдущем способе оценки, показывается также обособленно.
Данные о фактической производственной себестоимости продукции являются базой во всех трех вариантах учета сданной на склад готовой продукции.
В рабочем плане счетов должны быть установлены соответствующие счета для ее учета:
40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 43 «Готовая продукция».
Для оценки внутреннего контроля аудитору необходимо выяснить, ведется ли аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.
При аудиторской проверке сопоставляют фактическую себестоимость продукции с нормативной (плановой) себестоимостью.
Выявленные отклонения либо в полном объеме списываются на счета продаж (при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»), либо распределяются между отгруженной, проданной продукцией и ее остатками на складе и в отгрузке (без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)») в зависимости от применяемой в организации методики.
Далее проверяется правильность распределения сумм полученных отклонений между отгруженной (проданной) продукцией за месяц и ее остатками на конец отчетного периода на складе (в отгрузке).
При отражении операций по реализации готовой продукции необходимо детально изучить договоры на реализацию.
Особое внимание нужно уделить моменту перехода права собственности.
Так, право собственности на отгруженной товар может переходить от поставщика к покупателю не в момент отгрузки, а в момент оплаты товара.
При проверке показателя «Выручка (нетто) от продажи товаров (работ, услуг)», отраженного по строке 100 отчета о прибылях и убытках (форма № 2), аудитор удостоверяется в том, что:
сумма НДС исключена при формировании строки 100 отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
курсовые разницы (положительные или отрицательные) участвуют в формировании выручки, в частности, положительные увеличивают, а отрицательные уменьшают сумму выручки.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 528
|